Шаманизм

Особую роль в религиозной жизни обских угров играли шаманы; они считались посредниками между человеком и божеством. По сравнению с другими народами Сибири у обских угров шаманство было развито слабо; у них не обнаружено единой терминологии для обозначения шаманов, и были они не в каждом селении.

Шаманы считались незаменимыми во всех случаях, когда требовалось вмешательство сверхъестественных сил. Входя в экстаз, они могли путешествовать по разным мирам, испрашивая у духов благополучие, здоровье и плодовитость для людей и животных, удачи на охоте и в рыбной ловле. Они гадали на топоре или ноже, предсказывали будущее, находили потерянные вещи и пропавших людей и животных. Шаманы руководили общественными праздниками и жертвоприношениями на священных местах. Одним из главных занятий шаманов было лечение болезней.

Основное действие шамана – камлание (от тюркского слова кам — «шаман»). Главным атрибутом шамана был бубен с колотушкой, под звуки которого он призывал духов-помощников. Это и оружие шамана, и мистическое верховое животное, конь или олень, лодка или птица, переносящие его в иные миры. Духами-помощниками служили различные фигурки, камни причудливой формы, шкуры животных и т.п.

Перед началом камлания шаман иногда облачался в специальный костюм, в котором каждая деталь была символична. Во время обряда он изображал в лицах, как он то летит к небесному богу, то спускается в нижний мир, то борется со злыми духами. Его импровизация основывалась на хорошем знании мифов, сказок и легенд своего народа, а обряды включали в себя песнопения, сопровождаемые ударами колотушки в бубен. Шаман мог камлать в любом месте, под открытым небом, на берегу реки, в доме, но чаще для него отводился «черный дом» или «закрытый чум», где собирались все обитатели окрестных селений.

Шаманами становились и мужчины, и женщины. Обычно шаманский дар передавался по наследству, но известны и случаи избранничества духами, причем такое избрание сопровождалось особой шаманской болезнью, напоминающей временное безумие. Пройдя испытания, шаман получал ритуальную одежду и другие предметы, например, специальные шаманские рукавицы, металлическую корону с оленьими рогами и т.п. На изготовление бубна требовалось особое «разрешение» духа. Для обруча брали на священном месте древесину березы, лиственницы или ели и обтягивали сырой шкурой оленя, лося, собаки или кожей налима; высохнув, она плотно обтягивала обруч.

Введение христианства в крае и административная политика XVIII-XIX вв., а также гонения на шаманов в советское время повлияли на угасание шаманства у обских угров.

Поздравляем! Вы успешно подписаны на рассылку новых событий.