Новости

Музей
26.07.2024
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Сквозь время и пространство

Сквозь время и пространство

Хантыйские ножи

Непременный атрибут любого представителя народа ханты, будь то мужчина, женщина или ребёнок – это нож, являющийся залогом выживания в суровых условиях тайги и тундры. Он сопровождает их с рождения до смерти, и даже после.

Его универсальность проявляется в возможности использования для различных нужд. Но в то же время имеется определённое разграничение в применении, в первую очередь, на промысловые и сугубо бытовые.
Промысловые используются при разделке добычи, для удаления смолы при заготовке кедрового корня, при заготовке черёмухи, рябины, тальника и бересты, изготовлении ловушек, работе с костью, сверлении и выравнивании отверстий, шлифовке блоков на упряжи, строгании топорища и посохов.

И если всё это делается несколькими видами ножей, то виды бытовых ножей более разнообразны: для рукоделия, нож для резки теста, мяса и рыбы, нож для хлеба, нож для чистки котлов и это ещё не всё.
Среди них хочется выделить несколько:
1.    «щухри» – преимущественно промысловый – в основном мужской. Имеет узкое лезвие.
2.    «вутәӊ кєши» – промыслово-бытовой – женщины носят исключительно его, а для мужчины он второй. Имеет широкое лезвие.
Эти два вида ножа объединены общим названием «сотпэн-кэши» («нож в ножнах»).
3.    «йэӊк вөшәмты кєши» – общий – для удаления снега с полозьев нарт при примерзании снега в межсезонье. Лезвие изогнутое под углом 45 градусов одинаково хорошо заточено с обеих сторон. Чтобы всегда был под рукой его кладут в специальный отдел нарт.

Характерной для ножей коренных народов севера особенностью является лёгкость рукоятки из-за отсутствия металлических вставок. Изготавливаются они, главным образом, из дерева. Самым ценным материалом является редкий берёзовый кап. Ценность материала заключается в его износостойкости, он не гниёт, не горит и, кроме того, он эстетичен. Форма рукоятки обычно довольно простая, зачастую с «грибовидной» головкой.

Клинок длиной до 150 мм. В качестве материала используется любое подходящее железо, например брошенная в тайге техника. Металл, нагретый в домашней печке-буржуйке, проковывают, используя вместо наковальни топор воткнутый в чурку, молотком или вторым топором.  

Очень интересен способ проверки готовности металла. Для этого нужно, чтобы брошенный на кусок раскалённого железа волос не сгорел с дымом, а пыхнул как искра. После того как клинок готов его закаляют в водно-солевом растворе.

Нож имеет равное соотношение односторонне заточенного лезвия и обуха практически до самого острия. Стамесочная заточка клинка (односторонняя) позволяет использовать нож как рубанок.  
Делают из дерева и ножны «пуртэс», которые могут быть украшены кожей, тканью, металлом и носятся подвешенными к специальному поясу-тасме.

Другие ножи хранятся в мужских и женских «сотпи кӑр» – «созвездиях ножен», что означает, скорее всего, связки ножей уложенных в короба или сундуки.
Ножи, находящиеся в фондах Музейного комплекса г. Нефтеюганска, были сделаны руками мужчин из рода Каюковых для себя и своих семей. Вы сможете увидеть их в экспозиции «Югорское наследие» по адресу 9 мкр. д. 28, «Музей реки Обь», по окончании ремонтных работ, о чём будет объявлено на странице Музейного комплекса во VK.

Список литературы:
1.    Материалы из фондов НГ МАУК «Музейный комплекс».
2.    Лукина Н.В. Формирование материальной культуры хантов (Восточная группа). — Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1985. — 19 л. с ил.
3.    Мартынов С.В., История Салымского края, учебное пособие по историческому краеведению – Тобольск – Екатеринбург: «Издательство Баско», 2004 г. – 272 с: ил.
4.    Народы Западной Сибири: Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нганасаны. Кеты / отв. ред. И.Н. Гемуев, В.И. Молодин, З.П. Соколова; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; Ин-т археологии и этнографии СО РАН. - М.: Наука, 2005. - 805 с. - (Народы и культуры).
5.    Салымский край. Научно-художественное издание. Екатеринбург: «Издательство «Тезис». 2000 г., 344 стр. с илл.
6.    Тундровые ножи куются топором: секреты народов Ямала        https://ks-yanao.ru/news/kultura/tundrovye-nozhi-kuyutsya-toporom-sekrety-narodov-yamala
7.    Из открытых источников в сети интернет.


Методист Игнатенко К.С.






X
22.07.2024
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Говорят музейные фонды…

Говорят музейные фонды…

Дать ремня.

Коль он мамин модный друг -
Стразами украшен,
Если папе он для брюк -
Детям очень страшен.
Детская загадка

Бытует мнение, что ремень придумали викинги для поддержания штанов, но история ремня началась ещё в бронзовом веке, когда кто-то из первобытных людей догадался подпоясать накинутую на плечи шкуру лианой. Так было и теплее, и передвигаться гораздо комфортнее.  

В Древнем Египте с помощью льняной верёвки мужчины высших сословий, и даже фараон, укрепляли на бёдрах повязку изо льна.

Чуть позднее появились ремни из тонкой кожи, их тоже завязывали узлом, пока не придумали пряжки, изготавливаемые из кости или металла.

В Древнем Риме и Греции ремни делали из дорогой кожи крокодила, а в Китае и Японии – из шёлка.

В Средневековье рыцари перед походом в дальние края одевали на своих жён специальные «пояса верности», а ключ забирали с собой.

Во время крестовых походов рыцари свои дорогие доспехи прятали в обозе, где они были на попечении оруженосца, ведь ремень был показателем статуса и украшался очень пышно, а потеря ремня приравнивалась к позору. Поэтому отличить обычного воина от аристократа-начальника порой бывало непросто, ведь их отличали только пояс, обувь и головной убор.

У многих народов ремень считался очень значимым предметом одежды, например у монгольских племён при заключении договора скрепляли клятву верности обменом поясов. Франки были убеждены, что если захватить пояс врага, то можно лишить его силы, и по этой причине часто воровали ремни у соперников. Так же считали и древние греки - в одном из мифов Геракл украл пояс царицы амазонок, те самым лишив её неуязвимости и мистической силы.

Ремни, похожие на современные, появились изначально в Персии, и выполняли они сразу несколько функций – кроме собственно поддержания штанов, к ним подвешивали кошельки, ключи или оружие, пришивались потайные карманы, а богатое декорирование рассказывало окружающим о благосостоянии владельца этой опояски. До наших дней сохранился пояс одного из правителей, целиком изготовленный из бронзы, украшенной ковкой.

В допетровской Руси носили пояса, называя их по-разному: кушак, опояска, надживотник, ремень, суконник, крайник, покрома, пояс, плетешок и т.д. Завязывали пояс под грудью или под животом. Женская опояска была гораздо длиннее мужской и могла оборачиваться вокруг талии несколько раз, подчёркивая достоинства фигуры. Если пояс был кожаным и украшен богатым декором, то после изнашивания декор из золота или серебра переносили на новый. Такой пояс, принадлежавший Дмитрию Донскому, стал поводом для одного из крупнейших конфликтов в истории Древней Руси. В 1433 году, во время свадебного гуляния, княгиня Софья сорвала этот пояс со своего племянника, князя Василия Косого, обвиняя его в воровстве. По праву-де пояс этот должен принадлежать другому внуку Дмитрия – сыну Софьи, князю Василию II. После этого началась долгая кровавая вражда, закончившаяся ослеплением Василия II, получившего в последствии прозвище Тёмный.

В Европе эпохи Рококо, а это 18 век, считалось, что ремень – это для простолюдинов, а знать носила одежду с подвязками. Хотя предыдущая эпоха Возрождения сделала из ремней произведения искусства – их декорировали драгоценными камнями, пряжки изготавливали из золота или серебра, нередко и с изображением фамильного герба.

В 19 веке плетёные и тканые пояса, узкие кожаные ремни носили больше простолюдины, в России у крестьян и ремесленников были пояса с молитвами, а поверх кафтанов затягивали кушаки, обычно ярких цветов («Сидит ямщик на облучке в тулупе, в красном кушаке…» - А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»).

Использовать ремень для поддержки брюк мужчины начали в 19 веке, и пошло это с рабочей и флотской одежды. У легендарных джинсов ковбоев Дикого Запада сразу уже были шлёвки для продевания ремня. С изобретением подтяжек, ремень в Европе перешёл на второй план и остался преимущественно в женском гардеробе. Затем, по прошествии Первой Мировой войны, интерес мужчин к ремню возобновился, а английские джентльмены сделали этот аксессуар обязательным атрибутом стильного делового человека, синонимом элегантности.
В Красной Армии, после хаоса Гражданской войны, упорядочивать форму начали в том числе и с амуниции. В июле 1932 года войска получили полноценную портупею, главным элементом которой стал ремень, именуемым поясным. Изготовленный из телячьей кожи, он имел пряжку из белого металла. Ремни были разных оттенков – от тёмно-коричневого до охристого.

Во время Второй Мировой войны «… текстильная и лёгкая промышленность были исключены из перечня предприятий, где бронируется рабочая сила на время войны… не было достаточно… резервов. Транспорт у этих предприятий мобилизован на фронт, а запасы материалов нормировались днями, при этих условиях лёгкая и текстильная промышленность очень быстро почувствовали войну», так описывал в книге «Записки интенданта» начальник Главного управления тыла А. Хрулев. На вооружение стали поступать запасы из тыловых складов, даже дореволюционного производства. Также наладили производство очень недолговечных ремней из брезента с кожаным усилением.

На фронте недостаток ремней восполнялся трофеями: германские, румынские, итальянские. Советские солдаты носили трофейные немецкие ремни с надписью «С нами бог» с небольшой переделкой – пробивали в пряжке дыру, а сверху прикрепляли красноармейскую звёздочку.

Ветераны вспоминают (из сборника интервью проекта «Я помню» Артёма Драбкина):
«Я помню, что ватные штаны, которые выдали зимой, мне были страшно велики: провалилась, как в комбинезон, и узкий брючный ремень этих штанов у меня был выше груди, под мышками затягивала. Поверх этого надевала гимнастёрку и на талии затягивала обычный широкий ремень», - Ирина Яворская, медсестра.

«Финский нож носили всегда: продевали его в ремень. Изделия довоенного изготовления были хорошие – со временем не растягивались, никогда не трескались и уж тем более не рвались», - Мукуч Бекчан, фронтовой разведчик.
«Когда я шёл в атаку, люк был закрыт, но не на защёлку. Один конец брючного ремня я цеплял за люк, а другой пару раз обматывал вокруг крюка, державшего боеприпасы на башне, чтобы если что – головой ударил, ремень соскочит, и ты выскочишь из горящей машины», - Алексей Бондарь, танкист».

В наши дни мы видим, что ремни – это модный и необходимый аксессуар любого человека и используются они для ношения разных типов одежды. Мода меняется, а практичность остаётся. Не так давно компания Welt выпустила ремень, который синхронизируется со смартфоном. Он тщательно следит за изменениями объёма талии владельца и сигнализирует ему о том, что нужно заняться фигурой.

Даже если мода на ремень как броский аксессуар уходит, он остаётся необходимой в мужском и довольно популярной в женском гардеробе вещью. И всегда есть вероятность, что спустя некоторое время он снова станет самой заметной деталью костюма.

Специалист по экспозиционной и выставочной деятельности
Ключникова И.Ю.
Методист Серебренникова З.Ф.

Использованная литература:
1. Сайт газеты «Минская правда», Статья «Ремни и пряжки мировых войн: СССР». Автор Андрей Мегас. Точка доступа  https://ankol1.livejournal.com/312211.html
2.Сайт белорусской военной газеты «Во славу Родины». Статья «Подпоясаться – так до Берлина». Точка доступа https://vsr.mil.by/rubrics/vremya_sobytiya_lyudi/podpoyasatsya_tak_do_berlina/
3.Сайт «Ремни из настоящей кожи», Статья «Откуда появились ремни для одежды и почему они отличаются друг от друга». Точка доступа https://hetter.ru/blog/otkuda-poyavilis-remni-dlya-odezhdy-i-pochemu-oni-otlichayutsya-drug-ot-druga
4.LENTA.RU «Как мужской аксессуар стал объектом желания модных женщин». Точка доступа https://lenta.ru/articles/2020/01/12/belt_story/
5.Сайт «Мир мануфактуры». Статья «Как был придуман ремень! История одного из самых распространённых аксессуаров в нашем гардеробе». Точка доступа https://mir-manufactura.ru/blog/advice/kak-byl-priduman-remen-istoriya-odnogo-iz-samykh-rasprostranennykh-aksessuarov/
6. Материалы из фондов НГ МАУК «Музейный комплекс».

X
18.07.2024
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Лето на Усть-Балыке

Лето на Усть-Балыке

Лето в самом разгаре! А на Усть-Балыке – жаркая пора фото-квестов!
Интересный формат знакомства с экспозициями музея очень полюбился ребятам из пришкольных лагерей. Визит в музей, в историю Нефтеюганска, а также экскурсии по исторической части города проходят на «ура»!

В основе пешеходной экскурсии – прогулка по легендарному «пятачку» и Аллее первопроходцев с рассказом о нефтяном освоении Западной Сибири, начиная с истории поиска большой нефти до легендарных открытий нефтяных месторождений и промышленных достижениях Советского Союза.
История возникновения города Нефтеюганска – единственного города в Югре, расположенного на островной территории среди рек и болот, на действующем месторождении нефти. Город, который появился исключительно благодаря тому, что в 1961 году взмыл ввысь первый сверхмощный фонтан нефти, ознаменовавший открытие крупнейшего месторождения нефти – Усть-Балыкского. Рассказ о личностях, внесших огромный вклад в становление города.

Хороших каникул вместе с Культурно-выставочным центром «Усть-Балык» и Всероссийской программой «Культура для школьников»!  
Три домика на берегу ждут своих гостей! Телефон для справок: (3463) 22 32 02, 22 35 85.

Научный сотрудник Елена Петровна Белая

X
18.07.2024
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Говорят музейные фонды…

Говорят музейные фонды…

Вот и лето пришло!

Лето – самое чудесное время года, сказочное, дарящее теплые ночи, и ясные, пропитанные ласковым солнышком дни. Каждый месяц прекрасен по-своему. Природа лета очень красива, особенно в пик сезона: деревья уже набрали в себя энергию солнца, листва зеленая и пышная, трава свежая и высокая, а какое яркое солнце светит над головой!

Каждое лето это растение окружает нас и в городе, и за его пределами. Поляны становятся жёлтыми от обилия цветков. Все знают эти простые цветы, похожие на маленькое солнце с золотыми лепестками-лучами. Все лето цветут одуванчики, а созревшие их семена превращаются в белый пушистый шарик. Дунешь на шарик — поплывут, полетят в воздухе легкие летучие семена и, плавно кружась, опускаются на землю. А сколько радости доставляет детям играть с пушинками-парашютистами!

Одуванчик не нуждается в представлении. Taraxacum – род многолетних травянистых растений семейства Сложноцветные, распространен во всем мире. Считается, что одуванчик появился около тридцати миллионов лет назад в Евразии. Окаменелые семена Taraxacum обнаружили на юге России, которые относятся к геологическому периоду – эпохе плиоцена – примерно от 5,333 миллиона до 2,58 миллиона лет до наших дней. Археологические материалы свидетельствуют о том, что одуванчик использовался как источник пищи и лекарственная трава на протяжении всей истории человечества. Ботаническое растение было известно древним египтянам, грекам и римлянам, использовалось в традиционной китайской медицине более тысячи лет.

В Северную Америку одуванчик, вероятно, прибыл на английском торговом судне Мейфлауэр, который отплыл из Плимута в 1620 году. Растение привезли в Новый Свет не в качестве безбилетного пассажира с кормом для животных или сельскохозяйственных культур, а намеренно из-за его целебных свойств.

Сегодня многие люди классифицируют одуванчики как неприятные «сорняки» на своих газонах, но это растение применяется в фитотерапии, на производстве продуктов питания и напитков, является ранним источником нектара и пыльцы для насекомых.

Одуванчик съедобен полностью и содержит витамины  А, В, С, D и К, железо, калий, цинк. Этот растительный продукт на удивление полезен, так как лист содержит в два раза больше витамина А на 100 граммов, чем шпинат! Листья одуванчика тушат на сковороде с луком, смешивают с пастой и сыром. Корень нарезают на мелкие кусочки и обжаривают в духовке, а затем измельчают в порошок и используют для ароматизации мороженого или смешивают с другими специями для душистой мясной приправы. Желтые цветы высушивают и перетирают в порошок, который используют в качестве красителя. Также цветы используют для приготовления вина из одуванчиков.

В фондах Музейного комплекса предметов, картин с изображением одуванчиков пока нет. Мы подобрали фотографии на тему: лето, дети, цветы. Авторами этих фоторабот являются А.Боднарь, В.Кудринский, В.Архиповская, сотрудники Культурно-выставочного центра «Усть-Балык»,  М.Полякова. Надеемся, что теплое лето с этих фотографий, прекрасная летняя погода за окном, подольше нас порадует в этом году. А вы, дорогие наши горожане, смотрите почаще на мир и окружающую действительность через объектив фотокамеры и не забывайте сделать фото природы и навсегда оставить в памяти солнечные деньки, согревающие душу. И напоминаем: цветение одуванчика отмечается в мае-июне, однако порадовать повторно цветами могут и осенью.

Научный сотрудник «Музей реки Обь» М.А.Полякова

X
17.07.2024
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск «Живопись во все времена»

«Живопись во все времена»

Единственное,
на что способен художник —
описать собственное лицо.
Ты обречен быть собой.
Чак Паланик

Кускунова Людмила Владимировна

Родилась в 1966 году. В 1994 году закончила обучение в Ивановском текстильном институте имени М.Ф.Фрунзе, кафедра "Текстильный дизайн", по специальности "Художественное проектирование изделий текстильной и легкой промышленности." В 1994 году принята на работу в Детскую школу искусств г. Нефтеюганска, в должности преподавателя изобразительного отделения. Стаж работы в Детской школе искусств 25 лет. В 2005 вступила в члены Ханты - Мансийского отделения "Союза художников России". На данный момент является преподавателем первой категории.

В фондах Музейного комплекса г. Нефтеюганска хранятся произведения Людмилы Владимировны, среди которых можно выделить работы «Семь небес» (РИС1) и «Северные мотивы» (РИС2). Искусство рождается в глубокой тайне…. Приступая к работе, с каждым прикосновением кисти художник освобождает свои мысли и чувства, отпускает на волю свою идею. Работы Людмилы Владимировны свидетельствуют о неповторимой индивидуальности и цельности стиля, её манера отличается мягкостью, женственностью и тонкостью. Целью художника было раскрыть внутреннюю природу вещей, изымая их из привычного контекста и сообщая им магический смысл. Произведения несут символическую смысловую информацию, создавая таинственную атмосферу мифологического повествования. Образы были навеяны традиционным народным искусством северных народов ханты.

Художественный стиль Людмилы Владимировны отличается индивидуальностью и мастерством. На ее картинах преобладает спокойный колорит, тщательно проработанная композиция и глубокая тематика, позволяющая зрителю увлеченно изучать детали, задумываться и вдумчиво анализировать произведения.

Статью подготовила:
научный сотрудник
Жуковская
Галина Геннадьевна

X
15.07.2024
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Загадки древних артефактов

Загадки древних артефактов

ВОЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ В ХОДЕ МИГРАЦИЙ СЕВЕРНЫХ ХАНТОВ
(по фольклорным материалам)

В фольклоре нижнеобских угров сохранилось множество легенд и преданий, сложившихся при формировании северной группы хантов. Здесь данные о миграциях в северное Приобье различных угорских групп, многообразные свидетельства военных столкновений северных хантов как с самодийцами, так и со своими соплеменниками. Порой может показаться, что средневековое северное Приобье непрерывно воевало. Северные ханты считают, что на территории тайги северного Приобья прежде проживали самодийцы ур ёх («лесной народ» или «дикий народ»), которых вытеснили пришедшие на эти земли предки угров — мось ёх. Войны между мось ёх и ур ёх носили затяжной характер; в конце концов, самодийцы ур ёх, не сумевшие устоять против пришельцев, частично отступили к устью Оби и верховьям ее притоков, частично были ассимилированы уграми. Позже северным уграм пришлось обороняться от своих же западных и южных соплеменников. Первые известны в фольклорных материалах как лев охаль — «сосьвинский народ», вторые как хурун ёх — «народ городков». Кроме передвижений, связанных с военными действиями, в фольклоре северных хантов содержатся рассказы о мирных миграциях угорского населения на север, при этом отмечается та же направленность переселений — с запада и с юга. Западный поток мигрантов связывается с легендарным народом пастэр ёх и другими угорскими группами, относяшимися к лев охаль, южный — с приплывшим во времена потопа на плотах и расселившимся по многочисленным протокам Малой и Большой Оби народом пор ёх («люди плотов») или послан ёх («люди проток»). Известно, что в течение нескольких последних столетий преобладающими среди угров были миграции в северном и восточном направлениях, таким образом, для Северного Приобья доминирующими были переселения с запада (из Приуралья) и юга (среднетаежного Приобья). Это подтверждается фольклорными материалами, собранными автором среди различных групп северных хантов. Однако они не дают сколько-нибудь точных датировок и судить о последовательности характеризуемых переселенческих потоков можно лишь по соподчиненности сюжетов, их сопоставимости с историческими событиями (например, походами воинов Коды) или по косвенным указаниям на их древность (например, отнесенность к эпохе потопа).

В этнографической литературе к северным хантам (ханти или хантэ) обычно относят население, проживающее по Оби (с притоками Казым, Сыня, Куноват) от Обдорска до Мало-Атлымских юрт, включая в их число «остяков» Северной Сосьвы и Ляпина. Безусловно, к нижнеобским (северным) хантам следует причислять «заобдорских остяков», т. е. хантыйское население, проживающее по Оби и Обской губе (с притоками Полуй, Надым).

Военное поражение «Лесного народа» (Ур ёх)

По утверждению нижнеобских хантов, до прихода угров в северной тайге проживали ур ёх (ор ях) — «лесной народ» — самоеды (ненцы). Тундровых ненцев обские угры называют ёран ёх (ёран махум). Данный термин распространен среди северной группы нижнеобских хантов (приуральских и шурышкарских) не столь широко, как у казымских хантов или сосьвинско-ляпинских манси. Обдорские ханты называют тундровых ненцев ор ях (хармо ор ях), среди которых выделяют: кейв ор ях — уральских, ямал ор ях — ямальских, орас ях — обских. Лесных ненцев они именуют по-ненецки пянхасаво. Шурышкарские, войкарские, сынские и куноватские ханты называют ненцев, особенно когда речь идет о старых временах, ур ёх, а кочующих по Уралу — ёран ёх и саран ур ёх. Исконным местом нёхсам ор ях обдорские ханты считают р. Надым, а ор ях (в частности ненцев Нгано-Харючи) — водораздел между рр. Полуй и Кутопюган. Относя ур ёх и ёран ёх то к ненцам, то к «разным народам», ханты Нижней Оби утверждают, что основным занятием «лесного народа» была охота на диких оленей, тогда как тундровые ненцы характеризуются как оленеводы. По-видимому, первые продвинувшиеся на север мигранты-угры встретились с таежными охотниками на диких оленей ур ёх, а позднее, со становлением у ненцев крупностадного оленеводства, тундровики-оленеводы стали восприниматься ими как ёран ёх.

Вся территория Обдории и Куновата в средние века представляла собой зону военного противостояния ур ёх и угров. С. К. Патканов, основываясь на остяцких преданиях, называет остров Конавыт границей между самоедами и уграми. Главными «горячими точками» того времени нижнеобские ханты считают городок Вош-пай близ Кушевата и район р. Куноват. По легендам, войну с ур ёх на Куновате выиграли три брата: Ун Мось ху — «Большой человек Мось», Кутоп Мось ху — «Средний человек Мось» и Ай Мось ху — «Младший человек Мось». В первых столкновениях ур ёх были оттеснены до Среднего Логася (среднее течение Куновата), где на высоком яру, неподалеку от основанных позднее юрт Сангымгорт, пришельцы мось установили дозорный пост из женщин и девиц. Ответным ударом ур ёх взяли городок и перебили всех оборонявшихся. До сих пор место на яру у юрт Сангымгорт называется Евиет вош — «Девичий городок». Факт беспощадного отношения самоедов ур ёх к противнику — свидетельство особого характера конфликта, когда шла борьба за родную землю (территорию) и уничтожались все враги-пришельцы без различия пола и возраста. В своей  работе «Войны и миграции северных хантов» кандидат исторических наук Е. Перевалова пишет, что предки ненцев при сражениях за свою территорию уничтожали всех без исключения завоевателей-угров. Этим военная тактика отступающих ур ёх отличалась от обычных военных экспедиции и грабительских набегов, когда «не пушнина и иные драгоценности, не укрепленные городки и богатые промысловые угодья, а именно женщины и олени» выступали основным объектом и целью нападений. Несмотря на отчаянное сопротивление ур ёх, р. Куноват стала владениями пришельцев-угров, и лишь небольшое число «куноватской самояди» (потомков ур ёх) обитало в ее верховьях до XIX века. Победы угров, возглавляемых братьями мось, воспеты в преданиях; на р. Куноват основаны святилища, посвященные трем богатырям мось. На главном из них, мысе Духов (Лонх авыт нёль) были установлены остроголовые скульптуры братьев-воинов, здесь же хранились доспехи и оружие воинов победителей. Раз в семь лет здесь проводились военные пляски, во время которых куноватские ханты (куноват ёх), считавшие себя потомками воинов мось, извлекали из тайников оружие, и над рекой Куноват звучал призывный военный клич «Гей! Гей!» и сверкали поднятые вверх мечи и сабли. На других территориях Нижнего Приобья о былых войнах угров с самоедами говорят топонимические названия: р. Сыня имеет приток Ёран ёх вилим юган — «Река, где с ненцами война шла», чуть выше, в районе Тиль-тима, есть урочище, именуемое Ляль екртым поль — «Война окончилась (повернула обратно)». Северная граница военных столкновений угров и ур ёх проходила в 35 верстах от Обдорска. По записанной игуменом Иринархом легенде, остяки вытеснили самоедов к большому сору Вангада, где развернулось решающее сражение. Остяки выиграли битву, сурово наказав проигравших. Впоследствии ненцы стали приносить здесь жертвы и, проезжая из тундры в Обдорск, оставляли на святилище оленьи черепа.

Минули столетья, а обагренное самоедской кровью место при ручье Хоронэуподы не забылось, став целой горой из костей жертвенных оленей. По сообщению очевидца, «клятва вечного мира» между остяками и самоедами была заключена около юрт Пащерцевых. Самоеды признали «владычество остяков». Обдорский городок становится политическим центром Обского Севера и резиденцией остяцкого княжеского рода Тайшиных. Знаменитое капище Тайшиных на Ангальском мысу (Лонг авыт нель), названное Иринархом «оплотом древней веры остяков и самоедов», долгое время выполняло роль культового центра как хантов, так и ненцев. Остяцкое  военное преимущество ощущалось ещё долгие годы.


Научный сотрудник, хранитель коллекции «Археология» Чебыкин В.Е.

X
12.07.2024
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Семейный праздник на Усть-Балыке

Семейный праздник на Усть-Балыке

Семейный праздник в честь Дня семьи, любви и верности прошел на территории Культурно-выставочного центра "Усть-Балык".

Ребята из летнего трудового лагеря нефтеюганского Центра молодежных инициатив и активисты Общества старожилов города встретились на инсталляции «Советская свадьба», демонстрирующей свадебную атмосферу в антураже советского быта. Вместе с молодежью старожилы вспоминали советские свадебные традиции, плели венки и мастерили ромашку – символ праздника.

Основной частью музейно-просветительского мероприятия, организованного сотрудниками Культурно-выставочного центра "Усть-Балык", стала пешеходная экскурсия по Аллее новобрачных к скульптурной композиции "Святые Петр и Февронья Муромские". Научный сотрудник Елена Белая рассказала молодым людям о небесных покровителях семейных ценностей, супружества и чистой любви, которых чтит православная традиция. Ребята поиграли в русскую народную игру "Ручеек". Сначала стеснялись, а потом вошли во вкус.

Завершилось мероприятие вкусным чаепитием и теплым, дружественным общением двух поколений. А фотозона "Советская свадьба" с фотовыставкой женихов и невест 60-70-хх годов в сопровождении любимых советских песен радовала прохожих до конца рабочего дня.

X
12.07.2024
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Говорят музейные фонды…

Говорят музейные фонды…

Фотография - это история и отражение эпохи.

12 июля - всемирный профессиональный праздник, день фотографа. Он посвящен людям, которые обладают даром улавливать мгновения жизни, захватывать редкие моменты и запечатлевать их в кадре, в котором порой содержится чья-то жизнь, история. В России день фотографа с каждым годом приобретает популярность. Праздник помогает объединиться специалистам по фотографии, почувствовать свою нужность, привить упорство и ответственность за свою работу.

Фотографии  могут передавать разные эмоции и рассказывать разные истории. Они могут отражать восторг и великолепие природы, а также суету и движение городской жизни. Фотографии могут быть историческими документами, запечатлевающими моменты изменения городской среды и архитектуры.

История, застывая в фотографии, позволяет чувствовать течение жизни... И порой даже самые невзрачные на первый взгляд фотографии, через время обретают особую ценность. Возможно ли это предугадать заранее, чтобы снять этот ценный кадр? На «все сто» – конечно нет, но если задуматься… Растут же деревья, строятся дома, меняются сами люди.

Всё это интересно сегодня, а со временем станет ещё интереснее. Поэтому старые фотографии представляют особую ценность в фондах Музейного комплекса и имеют необъяснимое свойство переносить нас в те годы и мгновения, как машина времени…

К 20-летнему юбилею Нефтеюганска был издан интересный набор фотографий с видами нашего города «Нефтеюганск-87». В наборе содержится 10 снимков с панорамными видами города  в черно-белом исполнении, автором этих работ является фотограф Юрий Шестаков. Изготовителями набора -  центральная научно-исследовательская лаборатория Ордена Трудового Красного Знамени п/о «Юганскнефтегаз». Панорамные виды создают удивительное ощущение простора и свободы, позволяют горожанам окунуться в историю родного города, вспомнить былые времена, они рассказывают о прошлом Нефтеюганска. Съемка мира таким, какой он есть, позволяет показать правду и реальность.

Дорогие фотографы города! Поздравляем Вас с наступающим праздником! Желаем, чтобы работа всегда приносила удовольствие, а муза никогда не покидала Вас!

Научный сотрудник «Музей реки Обь»
М.Полякова


Дополнительно интересную полезную информацию по некоторым представленным фотографиям читайте в следующей статье на нашем сайте (продолжение следует…)

X
11.07.2024
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Из фондов Музейного комплекса: Пластинка граммофонная

Из фондов Музейного комплекса: Пластинка граммофонная

Включая пластинку, чувствуешь себя обладателем чего-то очень ценного. Потому, что это особый ритуал – необходимо настроится на прослушивание, собраться с мыслями и только затем включать пластинку. Ведь ты слышишь малейшее движение музыканта, без искажения записи, без какой-либо цифровой коррекции.

В истории развития грампластинки выделяются следующие основные моменты. В 1877 г. Томас Эдисон патентует фонограф, записывающий на валик с оловянной фольгой. В 1888 г. Эмиль Берлинер модифицирует фонограф в граммофон и выпускает первые грампластинки, представляющие собой цинковый диск, покрытый воском и протравленный соляной кислотой. В 1897 г. начинается промышленное производство пластмассовых пластинок на шеллачной основе. В 1948 г. появляются долгоиграющие виниловые пластинки 33 и 45 об/мин. Через 9 лет музыкальная индустрия переходит к стереофонической записи. В 1985 г. выходит в свет первый компакт-диск, постепенно вытеснивший грампластинку в сфере предпочтений массового слушателя.

Фонды Музейного комплекса богаты коллекцией граммофонных пластинок 1950-х – 1991-х годов, более 500 единиц! И это путешествие не только в мир музыки, но и в мир истории. Грампластинки наглядно отражают музыкальные веяния того времени. Какими же были предпочтения жителей Нефтеюганска? Конечно же, это народные мотивы – задорные частушки, плясовые песни, песни лирические. В фондах музея также есть пластинка с марксистко-ленинской агитацией. Грампластинки с музыкой из кинофильмов «Солдат Иван Бровкин», «Иван Васильевич меняет профессию», «Служебный роман», «Беспокойное хозяйство» и других популярных фильмов.  Целая серия аудиокниг той эпохи для детей «Гуси лебеди», «По следам Бременских музыкантов», «Черная курица», «Следствие ведут колобки», произведения А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя. «Звучащие» журналы - «Кругозор» и «Колобок» с вложенными гибкими пластинками с записью сказки Салтыкова-Щедрина «12 месяцев», песен «Музыкальные истории» и курсом аэробики. Также нефтеюганцы  слушали эстрадные монологи юмористов А. Райкина,  Е. Петросяна, пародиста С. Свистунова и, конечно же, песни популярных певцов и певиц – Л. Утесова, В. Высоцкого, А. Герман, Б.Окуджавы, И.Кобзона.

Большинство пластинок производилось на таких крупных заводах как, Апрелевский, Ташкентский, Ленинградский.

Грампластинка - неотъемлемый атрибут культурной жизни советского времени, и мы рады, что в наших фондах есть такие предметы, которые передают дух ушедшей музыкальной эпохи.

Фонды Музейного комплекса
https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-varianty-ispolzovaniya-gramplastinki-v-kulture/viewer

Гониева Е.А.
Фото- Кобылиной Н.И.

X
1.07.2024
Государственный художественный музей, г. Ханты-Мансийск В Галерее-мастерской художника Г.С. Райшева открыли выставку произведений, написанных нефтью и соком таёжных ягод

В Галерее-мастерской художника Г.С. Райшева открыли выставку произведений, написанных нефтью и соком таёжных ягод

28 июня в филиале Государственного художественного музея «Галерея-мастерская художника Г.С. Райшева» состоялась презентация выставки современного югорского художника Алексея Скрипина «Новые смыслы».

Вернисаж стал настоящим праздником искусства и не оставил равнодушным гостей вечера.

С приветственными словами к художнику и посетителям обратились директор Государственного художественного музея Югры Елена Кондрашина и начальник научно-методической службы учреждения Наталья Голицына. Елена Викторовна отметила, что творчество художника выделяется в русле современного искусства своей оригинальностью и глубоким посылом: «Эту выставку я мечтала открыть у нас год. И при этом, мы очень быстро приняли решение о том, что нам нужно открыть её в этом году (это самое мое быстрое решение), и открыть именно в галерее-мастерской Геннадия Райшева. Нефть - суть нашей югорской земли. То, что хранит миллионы лет памяти, живет, видоизменяется, трансформируется. Привлекает внимание, вызывает разговоры...Поздравляю Алексея Владимировича с открытием, и, надеюсь, этой выставкой мы положили начало долгому совместному сотрудничеству…».

Наталья Леонидовна подчеркнула, что творчество Алексея выделяется еще одним важным в современной культурной среде компонентом: «Творчество художника мне представляется очень гармоничным. Во-первых, форма художественного выражения в произведениях автора находится на действительно высоком уровне, а, во-вторых, у него есть четко сформулированная концепция. А это очень важно в современном художественном пространстве…».

В блестящем исполнении солистки концертно-театрального центра «Югра-Классик» Ирины Плотниковой и скрипача Александра Брехта композиции мировой классической музыки – менуэт из сюиты А.Шнитке и композиция «Золотые рыбки» К.Дебюсси – способствовали возникновению процесса художественной синестезии.

Приятным и неожиданным подарком для гостей вечера стал творческий перформанс от художника «Так она дороже». Начался он в холле галереи-мастерской с автограф-сессии с автором и изготовлением посетителями памятных сувениров: на пригласительных билетах гости отпечатывали штампы с авторскими образами - елкой, кораблем и каплей нефти, а художник ставил автографы на получившемся сувенире. Далее, в пространстве выставки «Новые смыслы», автор разыграл среди присутствующих графическую композицию из цикла «Так она дороже».

Экспозиция вызвала живой интерес у публики и стала темой для множества обсуждений и анализа. Гости высказывали разнообразные мнения о работах художника, обсуждали художественные приемы и авторский замысел. В результате, каждый посетитель смог увидеть в привычном – новые смыслы:

«Живу в округе более двадцати лет, но никогда не задумывалась о том, что нефть – это не только «признак богатства», но и живой организм… Благодарю организаторов за такую интересную выставку. Действительно, задумываешься о многом…», - поделилась своими впечатлениями о произведениях Алексея Скрипина жительница Ханты-Мансийска Татьяна.

Мария Кузьминична Волдина, почетный гражданин Югры: «Впервые вижу картины, написанные нефтью. И мне действительно они нравятся. Я сразу вспомнила, как. будучи учителем начальных классов, в 1970-е годы, ездила на месторождения вместе с нефтяниками… И какой это тяжелый труд – добывать нефть… Нефть является частью нашего югорского края, и у нефти очень сильный характер».

Участниками вернисажа стали 104 человека.

Екатерина Бубенова,

научный сотрудник филиала

«Галерея-мастерская художника Г.С. Райшева»

X
Поздравляем! Вы успешно подписаны на рассылку новых событий.