Новости

Музей
9.02.2023
Государственный художественный музей, г. Ханты-Мансийск Окружной конкурс детского творчества «В мире животных»

Окружной конкурс детского творчества «В мире животных»

Приглашаем музеи, музейно-выставочные и библиотечно-музейные центры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры выступить соорганизаторами Окружного конкурса детского творчества «В мире животных».

Конкурс является частью Окружного фестиваля «Музейная Арт-маёвка», реализуемого в рамках Международной экологической акции «Спасти и сохранить».

Работы для участия в конкурсе будут создаваться в разных видах изобразительного искусства – декоративно-прикладном, графике, живописи по мотивам творчества Андрея Марца.

В фондах Государственного художественного музея широко представлено творчество Андрея Валериановича Марца (1924—2002) — заслуженного художника РСФСР, одного из лучших скульпторов-анималистов ХХ века. Марц умел видеть и воплощать в скульптуре то, чего не замечали и не умели исполнять другие его скульпторы-современники. Гений своего времени, который создавал просто невероятные по своему содержанию работы.

Сроки проведения конкурса в муниципальных образованиях: февраль - апрель 2023 года. Итоги конкурса, проведенного в муниципальных образованиях, будут представлены на Окружном фестивале в Ханты-Мансийске 27 мая!

Подробнее о проведении конкурса - в Положении!

X
6.02.2023
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск «Путешествие в мир камня. Малахит»

«Путешествие в мир камня. Малахит»

Малахит, известный человечеству с незапамятных времен, сочетает в себе замечательную красоту и пользу. Этот камень издавна применялся и в качестве зеленого красителя, и как ювелирно-поделочный камень, и в качестве руды, из которой добывали медь.

Название минерала произошло от греческого слова «малахе» - «мальва», так как цвет малахита напоминает мягкий зеленый оттенок листьев мальвы, согласно другой версии, наименование минерала является этимоном греческого слова «малахос», что означает «мягкий».

Характерный цвет малахиту придают соединения меди. Окраска камня варьирует от бирюзовой до изумрудно-зеленой и от голубовато-зеленой до черно-зеленой. В природе малахит встречается в виде почковидных масс. Разрежет мастер такой камень – на срезе видны красивые концентрические узоры. Благодаря этой особенности малахит в старину называли павлиньим камнем.

В Древнем Египте минерал использовали в косметологических целях – его растирали в мелкий порошок и наносили на верхние веки, кроме того, из него вырезали амулеты и различные украшения. Малахит, как поделочный камень, очень ценился в России, из него вытачивали шкатулки, столешницы, огромные вазы.

В нашей стране малахитовые рудники были обнаружены в 1635 году на Урале. Порой попадались огромные глыбы зеленого камня. Самый большой монолит малахита был добыт на Гумешевском руднике. Он весит 1,5 тонн и хранится в настоящее время в музее Горного института в Санкт-Петербурге.

На Урале с малахитом связано много легенд. Еще сто лет назад старики рассказывали про Хозяйку медной горы, которая зорко стережет свои подземные сокровища. Некоторые утверждали, что малахит может сделать человека невидимым, а испивший из малахитовой чаши начинает понимать язык животных. Старинные предания резчиков записал для нас писатель Бажов.

На данный момент залежи уральского малахита практически исчерпаны. Но месторождения этого минерала существуют в Казахстане, Германии, США, Румынии, Китае, Австралии, Франции. Много малахита на мировой рынок поступает из стран Африки - Заира и Намибии.

В «Музее реки Обь» на экспозиции «Природа Реки Обь» представлен малахит неправильной формы, ярко-зеленого цвета с черными и светло-зелеными вкраплениями, в породе коричневого цвета. Образец минерала добыт в Казахстане на месторождении Чокпак, известном с 1834 года.

  

Использованная литература и источники:

     Материалы из фондов Музейного комплекса

     Афонькин С.Ю. Минералы и драгоценные камни. Школьный путеводитель: Изд-во «Балтийская книжная компания», 2020 - 92 с.

     Камни и минералы. М.: ООО «Мир книги», 2000. -192 с.

 

Безукладникова Е.А.

Фотографии из фондов - Кобылина Н.И.

X
3.02.2023
Государственный художественный музей, г. Ханты-Мансийск Виртуальная выставка Алексея Весёлкина «Югра самоцветная»

Виртуальная выставка Алексея Весёлкина «Югра самоцветная»

Государственный художественный музей представляет виртуальную выставку Алексея Геннадьевича Весёлкина «Югра самоцветная».

Художник родился в 1959 году, в г. Зарайске Московской области. С 1980 года живёт в городе Суздале. Член Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» с 1993 г. Действительный член Академии народного искусства России с 2015 г.

Окончил Тюменское училище искусств, факультет – художественное оформление, 1978 г., Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной, монументально-декоративная живопись, 1990 г.

Участник многочисленных городских, областных, региональных, всероссийских, международных выставок и симпозиумов по горячей эмали и акварели.

Произведения находятся в частных коллекциях, государственных музеях, галереях России и за рубежом.

Параллельно занимаясь горячей эмалью, он и в акварелях добивается композиционной целостности, собранности и своеобразной образной картинности, представляющей взгляд «с высоты птичьего полёта». У художника образный подход во всём, даже в названии своих произведений.

С Югрой художника связывает долгая дружба. Впервые Алексей Весёлкин посетил Ханты-Мансийск в 2004 году, он был участником Всероссийского художественного фестиваля «Россия-Арт-Югра», посвященного первому профессиональному художнику, работавшему в Ханты-Мансийском автономном округе, народному художнику СССР Владимиру Игошеву. Далее автор из Суздаля приезжал на пленэры в Югру в 2007 и 2011 гг. А в 2022 году стал заочным участником Международного арт-пленэра, посвященного памяти выдающего художника Югры Геннадия Степановича Райшева.

X
1.02.2023
Государственный художественный музей, г. Ханты-Мансийск В Доме-музее В.А. Игошева продолжает работать выставка новых поступлений

В Доме-музее В.А. Игошева продолжает работать выставка новых поступлений

Выставка «ХХ век представляет» с элементами открытого хранения. По сути – уникальная возможность для посетителей познакомиться с новыми экспонатами, которые в скором времени будут отправлены в запасники.
Напомним, что в 2022 году Государственный художественный музей впервые в новейшей истории России пополнился значительной коллекцией. Около 12 тысяч ценных предметов искусства в дар музею передал В. И. Некрасов. Часть из них представлена в Доме-музее В. А. Игошева.

Посетители могут увидеть живописные полотна и графические работы художников ХХ века: В.П. Яркина, И.А. Гринюка, Г.М. Коржева, И.А. Раздрогина, Е. Комарова, П.П. Кончаловского, В.П. Цветковой, В.А. Игошева, И.С. Глазунова, К.М. Максимова и других авторов.

Также на выставке представлены скульптурные композиции Е.В. Вучетича, В.М. Клыкова, В.А. Дронова, анималистическая скульптура А.В. Марца, произведения из фарфора В.В. Бакастовой и многое другое.

Содержание выставки настолько разнообразно, что позволяет проводить тематические экскурсии по нескольким направлениям: это военная тема, история России в портретах, поэзия натюрморта.

На базе выставки проводятся художественные мастер-классы, в которых могут принять участие посетители в возрасте от 7 лет.

 

Выставка продлится до 27 марта 2023 года.

Стоимость индивидуального посещения – 50 рублей.

Стоимость экскурсии – 250 рублей.

Стоимость художественного мастер-класса – 350 рублей.

Возможна оплата по Пушкинской карте.

X
31.01.2023
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск «Музейный экспонат»

«Музейный экспонат»

Зимняя одежда народа ханты.



Наиболее ярким выражением индивидуальности народа или нации является национальная одежда. Одно из достоинств одежды ханты - это практичность. Она рассчитана не только на суровый климат высоких широт, но и на специфику труда и быта тундровиков. Сами ханты, увидев человека в национальной одежде, сразу по покрою и по орнаменту определяют – откуда, с какой территории он приехал.
В фондах Музейного комплекса хранятся две красивые, распашные, орнаментированные шубы. Их сшила жительница нашего города Лозямова Анастасия Михайловна. Одну шубу народная мастерица изготовила для себя, вторая поступила в музей от Пруновой Татьяны Яковлевны. В 1996 году Скакунова Ольга Ефимовна обшила ворот и рукава шубы мехом песца. В ноябре этого года на Всероссийском конкурсе красоты «Мисс Россия – 1996 г» жительница Нефтеюганска Наталья Скворцова завоевала в ней титул «Мисс национальный костюм». По наблюдениям доктора исторических наук, этнографа Лукиной Надежды Васильевны, в настоящее время такие шубы наиболее известны на Агане и Тромъегане.
Одежда у ханты очень разнообразна. Большую часть года мужчины и женщины ходят в меховой одежде.
Традиционной зимней мужской одеждой, является малица, не распашная сшитая из оленьих шкур мехом внутрь и такая же одежда мехом наружу – парка.
Шубы имеют несколько разновидностей, но у всех есть ряд общих признаков: распашные, двухслойные, когда верх из оленьих шкур, а подкладка иногда из других шкур. Очень ценятся шубы из шкурок птиц. Такие шубы намного легче, чем из оленьего меха. Для защиты меха или замши сверху одевают хлопчатобумажные тканевые халаты. Полы завязываются замшевыми тесёмками, воротник из пушного зверя, реже из оленьего меха.
Специальных мужских головных уборов у ханты нет. Зимним головным убором является капюшон малицы, который обычно но¬сят откинутым назад, но накидывают во время езды. Известны также меховые капоры. Во все времена года мужчины повязывают голову платком либо носят его на шее.
Женская зимняя одежда - двойная меховая шуба. Она завязывается спереди, у нее подкладка всегда из меха, а верх из оленьей шкуры ворсом наружу, расшитый различными национальными узорами. По расцветке шубы бывают белые, серые, пёстрые, пятнистые, чёрные, а по декоративной отделке - с полосками, орнаментальными вставками.
Платок - наиболее распространенный головной убор у женщин. Зимой носят по два-три платка, вкладывая один в другой.
Зимнюю обувь мужскую и женскую шьют из камусов - шкур с голени оленей, лосей или косуль. Это очень прочный материал, который отлично сохраняет тепло. Местное рус¬ское название - «кисы». Украшают обувь меховой мозаикой, бисерным шитьем, вышивкой или подшейным волосом оленя. Обувь, как и одежду, шьют обязательно из новых материалов и лоскутков. Ни обувь, ни одежду никогда не выбрасывают: по традиции старые вещи уносят в тайгу и вешают на деревья.
Ханты носят рукавицы отдельно от одежды. Но иногда рукавицы пришивают к малицам, с тем расчетом, чтобы при необходимости их можно было быстро снять. Подкладку к ним делают из шкурок пушных зверей или овчины, а верх комбинируют. Шьют также рукавицы из собачьей шкуры мехом наружу, внутрь которых надевают вязанные из овечьей шерсти рукавички.
Детскую одежду украшают богаче, чем одежду для взрослых, вышивают орнамент, прикрепляют колокольчики и миниатюрные украшения.
Издавна всю одежду шьют женщины: приготавливают шкуры, ровдугу (замшу из оленьей или лосиной шкуры), различные нитки для сшивания шкур и бересты. Они вышивают бисером и наносят различными способами орнамент. Для украшения одежды используют меха разных цветов, цветное сукно, длинную собачью белую шерсть, олений подшейный волос, крашеные ремешки и кисти, металлические подвески и бубенчики.
Искусство меховой мозаики и сегодня популярно на Севере, используется для украшения сумок, обуви и шапок.

Источники:
1. Материалы из фондов НГ МАУК «Музейный комплекс»
2. https://педпроект.рф/голубева-одежда-ханты-и-манси/

Организатор экскурсий Мищенко А.В.

X
30.01.2023
Краеведческий экомузей Муниципального автономного учреждения культуры "Культурный центр: библиотека-музей", г. Пыть-Ях "Настоящий человек" тундры"

"Настоящий человек" тундры"

В Музейно-выставочном центре на выставке «Настоящий человек» тундры» представлены экспонаты ненецкой культуры. Эти предметы поступили в музей в 2020 году из Ямало-Ненецкого автономного округа, где сейчас проживает больше половины ненцев.
Выставка впервые представляет вниманию гостей музея ненецкие костюмные комплексы и предметы ненецкой материальной культуры.

Один из самых ярких экспонатов выставочного проекта – зимняя я́гушка. Это основная женская ненецкая одежда.
• Ягушка двуслойная, сшита из оленьих шкур, воротник из меха песца. Украшена орнаментом из белого и темного меха. Края полок и ее подол украшены мозаикой, полосками и кисточками из цветного сукна, вставленного в швы. К ягушке пришиты рукавицы из камуса.
• В отличие от мужской глухой одежды, женская — распашная, что связано с кормлением грудного ребенка и необходимостью быстро реагировать на температурные перепады внутри и снаружи чума. Ненецкая женщина большую часть дня проводит в чуме, а когда ненадолго выходит на улицу, просто накидывает ягушку на плечи. Если на воздухе нужно провести много времени, одежду наглухо застегивают с помощью замшевых завязок и подпоясывают (ягушку обычно носят с плетеным из разных цветов шерсти поясом).
• У ягушки несколько жизней. Новая пышная и нарядная шуба используется для выездов на праздники и в гости. Через три года она увядает и тускнеет, мех редеет и выпадает: ягушка становится демисезонной рабочей одеждой. Еще через три года, теряя остатки меха, она превращается в летний замшевый халат.
• Женщине в ненецком быту положено иметь 4-5 ягушек: праздничную, повседневную, старую легкую для ношения летом, совсем старую для работы у печи, запасную (что лежит в нарте).

Приглашаем вас посетить Музейно-выставочный комплекс и погрузиться в уникальный мир традиционной ненецкой культуры.
Выставка «Настоящий человек» тундры» работает по 26 февраля.

X
27.01.2023
Государственный художественный музей, г. Ханты-Мансийск Собирали выставку своими умами!

Собирали выставку своими умами!

Первое в регионе рublic talk про искусство – шоу «13 критиков» состоялось! И прошло оно прямо в Музее. Ну а как же иначе? Ведь участники его, 13 критиков, заседали в стенах храма искусства и выбирали произведения из фондов святая святых югорской культуры.

Пафосно? Вполне. Зато само заседание клуба экспертов прошло легко и даже с юмором. Постаралась не только организаторы, но и участники – студенты. Будущие специалисты в самых разных сферах. От деревообработки до гостиничного бизнеса. Были и начинающие художники. Впрочем, недюжинную эрудицию в вопросе показали все. Шутили и спорили тоже.

Премьерное заседание приурочили ко Дню российского студенчества. Непростую задачу по отбору двух произведений из 11 выполнили. Обе картины и положат начало Народной выставке из 26 лучших художественных работ (но это конечно, не все, спецвыпуск будет посвящен дополнительным предметам выставки), по мнению югорчан самых разных возрастов и профессий, работ, которые пока скрыты. Но свет увидят. В том числе благодаря новому проекту.

Отдельно хотелось бы остановиться на отобранных произведениях. Ведь они нетривиальные.

Первая - это центральная часть триптиха Михаила Гельмана «Голгофа» (1987).

Автор является представителем нонконформистского движения в России. Входил в состав знаменитой "Московской двадцатки", устраивавшей выставки на Малой Грузинской, 28 вплоть до 1987 года. Его стиль можно охарактеризовать как тоскующий сюрреализм. Тревожная направленность видения, общая для нонконформизма, передается в его живописи монохромной гаммой. Что конкретно он имел в виду, изображая распятие в бытовой обстановке, мы выяснить сегодня не сможем. Художник живёт за океаном. Но фантазировать не возбраняется. Чем и займутся посетители будущей выставки.

Произведение Анатолия Китаева «Посланец мира» (1963) стало вторым из выбранных. Китаев работал на киностудии Мосфильм с 1963 года и сотрудничал с лучшими режиссерами страны. Лауреат премии Московского комсомола, он имеет правительственную награду за серию картин о Байкало - Амурской Магистрали.

За основу взято фото, где изображен Н.С. Хрущев во время визита в США в 1959 году. Но картина написана уже после Карибского кризиса, который так счастливо разрешился для обеих сторон холодного конфликта.

Примечательно, что в ходе отбора критикам преподали сразу несколько уроков. Истории, искусствоведения и даже риторики. Последней поражал ведущий вечера Алексей Петряков. А директор Музея Елена Кондрашина и искусствовед Наталья Голицына рассказали подробности из жизни и творчества представленных на суд живописцев и особенности исторических периодов, в которых творили мастера.

Следующая встреча не за горами.

Все тонкости участия в проекте на нашем сайте и в соцсетях.

Подавайте анкеты на участие.

Принимаются как групповые, так и индивидуальные заявки.

Электронный адрес: ghm-pr@mail.ru

Телефон: 8 (3467) 33-08-68

X
26.01.2023
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск «Из фондов Музейного комплекса»

«Из фондов Музейного комплекса»

Медицинские приборы



Не все предметы Музейного комплекса можно увидеть на экспозициях, поэтому мы заглянем в святая святых музея – музейное фондохранилище и посмотрим на предметы глазами хранителя.
На конец 2022 года коллекция «Предметы истории техники» насчитывала 2320 экспонатов и пополнение коллекции продолжается! Все экспонаты, в фондохранилище находятся под строгим учетом, у каждого свое место, каждый предмет бережно упакован, описан, оцифрован и с любовью оберегается хранителем коллекции.
Коллекцию условно можно поделить на разделы: фотоаппараты и фотоприборы, часы, швейные и печатные машины, вычислительная техника, звукозаписывающая и звуковоспроизводящая техника, а также бытовые приборы, телефоны и телевизоры. Обо всем можно говорить часами. Есть экспонаты очень ценные и не побоюсь этого слова даже уникальные. И это не обязательно очень старые, раритетные, а предметы - мемориальные, принадлежащие выдающимся личностям.
Сегодня расскажу о медицинских приборах. Большая часть состоит из стоматологических инструментов для протезирования зубов. Своего рода зуботехническая лаборатория XX века. Это гильза стальная для штамповки коронок, ложка для литья зубной техники, камень для шлифования съемных протезов ну и «вишенка на торте» сами зубные протезы.
Также есть инструменты для удаления зубов. Например, щипцы коронковые для удаления зубов верхней челюсти, щипцы клювовидные коронковые нисходящие для удаления зубов нижней челюсти.
Есть приборы, название которых никак не ассоциируется со стоматологическим инструментом, экскаватор и элеватор. Эти инструменты так же используются для удаления зубов, зубных корней.
Есть инструменты универсальные и необходимы для проведения стоматологических манипуляций общего назначения. Эти диагностические приспособления входят в базовый набор, который необходим каждому стоматологу - лоток, стоматологические зеркало, зонд и шпатель.
Инструменты выглядят одновременно интересно и устрашающе. Часть вы можете увидеть на стационарной выставке в Культурно-выставочном центре «Усть-Балык» в разделе «Медицина».
Было бы интересным собрать медицинские инструменты, которые проиллюстрируют другие направления. Например, лабораторию по обработке анализов, хирургию, отоларингологию и другие.

Источники:
Фонды НГ МАУК «Музейный комплекс»

Научный сотрудник Е.А. Гониева
Фотографии – Н.И. Кобылина

X
26.01.2023
Государственный художественный музей, г. Ханты-Мансийск Окружной фестиваль «Музейная Арт-маёвка - 2023»

Окружной фестиваль «Музейная Арт-маёвка - 2023»

Дорогие друзья, уважаемые коллеги! Весна не за горами, а значит, приближается Окружной фестиваль «Музейная Арт-маёвка», который состоится 26-27 мая.

Тема фестиваля 2023 года - «Анималистика».

В программе Музейной Арт-маёвки появятся новые формы участия.

26 мая состоится деловая программа для руководителей и специалистов музеев, музейно-выставочных и библиотечно-музейных центров.

27 мая пройдет творческая и культурная программа фестиваля на площади, прилегающей к Государственному художественному музею (Мира, 2), Государственной библиотеке Югры и Центру искусств для одаренных детей Севера.

Впервые муниципальные учреждения культуры автономного округа – Югры смогут стать участниками Музейной Арт-маёвки, представив проекты на своих площадках в день проведения Фестиваля!

В феврале-апреле 2023 года в муниципальных образованиях автономного округа под кураторством музеев пройдет конкурс детских творческих работ «В мире животных». Работы для участия в конкурсе будут создаваться в разных видах изобразительного искусства – декоративно-прикладном, графике, живописи по мотивам творчества Андрея Марца.

В фондах Государственного художественного музея широко представлено творчество Андрея Валериановича Марца (1924—2002) — заслуженного художника РСФСР, одного из лучших скульпторов-анималистов ХХ века. Марц умел видеть и воплощать в скульптуре то, чего не замечали и не умели исполнять другие его скульпторы-современники. Гений своего времени, который создавал просто невероятные по своему содержанию работы.

Итоги конкурса, проведенного в муниципальных образованиях, будут представлены на Окружном фестивале в Ханты-Мансийске 27 мая!

Ежегодно Музейная Арт-маёвка привлекает внимание общества к проблемам экологии, формирует любовь и бережное отношение к природе. Проекты, представленные на фестивале, ярко демонстрируют как культура, искусство и, в частности, музейное дело могут помочь в решении актуальных задач, выступая инструментом воспитания и просвещения.

Публикуем Положение о проведении Фестиваля и ждем ваших заявок!

X
26.01.2023
Государственный художественный музей, г. Ханты-Мансийск Открытая региональная конференция «Югра в творчестве художников»

Открытая региональная конференция «Югра в творчестве художников»

Начинается прием заявок на участие во II открытой региональной детско-юношеской научно-практической конференции «Югра в творчестве художников». Она пройдет 24 марта 2023 года и станет одним из мероприятий Югорской недели художественных музеев.

Принять участие в ней могут дети и молодежь – воспитанники художественных отделений школ искусств, художественных школ, домов детского творчества, студенты художественных отделений колледжей искусств и культуры, в возрасте от 12 до 18 лет.

К обсуждению на конференции предлагаются следующие темы:

                    - Художественное наследие Владимира Александровича Игошева;

                    - Югра в творчестве Геннадия Степановича Райшева;

                    - Мифологические образы в скульптурах Галины Михайловны Визель;

                    - Природа, люди, история и культура Югры в творчестве югорских и российских художников.

Форма проведения конференции - очно-заочная (дистанционная). Очная форма - для участников из г. Ханты-Мансийска. Для представителей других территорий - в онлайн-формате с применением средств видеоконференцсвязи. Возможно заочное участие с предоставлением стендовых докладов, без зачитывания их авторами.

Место проведения: г. Ханты-Мансийск, БУ «Государственный художественный музей», ул. Мира, 2.

Ждем ваши заявки и исследовательские работы на электронный адрес igmuseum@mail.ru в срок до 10 марта 2023 года.

Больше информации – в положении о конференции или по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Лопарева, д. 7, телефон: (3467) 32-02-22.

X
Поздравляем! Вы успешно подписаны на рассылку новых событий.