Новости

Музей
18.03.2025
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Рысь обыкновенная

Рысь обыкновенная

Русское название — рысь
Латинское название - Felis (Lynx) lynx
Отряд - хищные (Carnivora)
Семейство - кошачьи (Felidae)
Род - кошки (Felis)



Рысь - самая «северная» кошка из живущих на Земле, некоторые особи живут даже за полярным кругом.
Этот хищник отличается от прочих сородичей кисточками на концах ушей, сильно развитыми бакенбардами, сжатым с боков крепким туловищем и коротким недоразвитым хвостом. На толстой верхней губе растут жесткие длинные усы, расположенные в несколько рядов. Тело покрыто мягким густым мехом, спина рыже-серая, усеянная, как голова и шея, рыже-бурыми и серо-бурыми пятнами. Кончик хвоста черный. Летом мех рыси короче и рыжее, зимой длиннее и с преобладанием беловато-серого цвета. Самка всегда отличается от самца более рыжим оттенком и не такими яркими пятнами.
Все представители кошачьих обладают вытянутыми телами и укороченными лапами, в отличие от рыси, характерным признаком телосложения которой являются длинные конечности, отчего сбоку зверь кажется почти квадратным. Задние ноги рыси значительно длиннее, чем передние, мощные широкие лапы, покрытые густой шерстью, позволяют животному не проваливаться в глубокий рыхлый снег. Следы рыси трудно спутать со следами других зверей, из-за короткого шага и отсутствия отпечатков когтей, они представляют собой как бы унизанную бусами нить.
Рысь вынослива в ходьбе, прекрасно прыгает, если нужно, громадными прыжками, может без труда переплывать водные пространства. Обладает широким голосовым диапазоном. Она может мяукать, мурлыкать, шипеть, а также очень грозно и громко рычать. Из органов чувств лучше всего развиты зрение (рысь способна даже различать цвета и степень их яркости), а также слух - зайца, грызущего веточку, хищник слышит за 100 метров. Обоняние слабое, но по свежему следу может без труда найти свою жертву.

Это интересно! В XVII веке польский астроном Ян Гевелий увековечил рысь, назвав в ее честь созвездие, состоящее из 92 звезд. Свой выбор ученый объяснял тем, что только острые рысьи глаза могут разглядеть все тусклые звезды этого созвездия.

Рыси – территориальные животные, живут, главным образом, в обширных и глухих лесах и избирают там самые недоступные участки, впрочем, есть виды, водящиеся также в степных и пустынных местностях. Широкие миграции рыси несвойственны, покидает насиженные места только в крайнем случае, если не хватает корма.
Вопреки широко распространённым представлениям, этот хищник никогда не нападает с деревьев, хотя лазает по ним великолепно. Рысь предпочитает бесшумно и осторожно подкрадываться к добыче, а затем нападать большими прыжками или терпеливо подкарауливать свою потенциальную жертву в засаде около тропы. Это чисто ночной охотник, который прячется с наступлением дня и лежит, если его не беспокоят, до темноты. Для логова выбирает расщелины скал, лисьи и барсучьи норы, большие ямы.
Как и все кошки, рысь - специализированный хищник. Основу питания составляют животные средних размеров: мелкие копытные (косуля, кабарга, горал, олени и их детёныши), зайцы и тетеревиные (глухарь, тетерев, рябчик). Регулярно ловит мелких грызунов и птиц. За рысью, как за более удачливой добытчицей, часто ходит росомаха и иногда отгоняет её от свежедобытой дичи.
Рыси населяют все части света, кроме Австралии. Во многих европейских странах животное стало редким из-за меха, который высоко ценился на пушном рынке. На сегодняшний день вид занесен в Красную книгу Международного союза охраны природы. На территории России, особенно в Сибири, хищник пока ещё встречается довольно часто.
В неволе рысь живет более 20 лет, в природе продолжительность жизни меньше, примерно 10-15 лет.
Уважаемые жители и гости города! Приглашаем посетить экспозиции «Музея реки Обь», где Вы узнаете много нового и интересного.
Ждем Вас по адресу: 9 микрорайон, 28 дом. «Музей реки Обь».



Использованная литература и источники:

1. Материалы из фондов Музейного комплекса.
2. Большая энциклопедия животных. Олма Медиа Групп. Москва. 2007// под общей редакцией Т.А.Руденко.
3. Все о животных: Млекопитающие. - Мн.: Харвест, 2000. – 592 с.: ил.
4. Йозеф Райххольф. Млекопитающие. Путеводитель по природе// под редакцией Гюнтера Штайнбаха. Перевод - Внешсигма, 1998 г.
5. Энциклопедия для детей. Птицы и звери/ Глав.ред. В.А.Володин; вед. Ред. Г.Е. Вильчек – М: Аванта+, 2003. – 448 с.: ил.



Е.А.Безукладникова


X
12.03.2025
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Говорят музейные фонды…

Говорят музейные фонды…

День в календаре -  это не просто дата, а целый мир удивительных событий!

День 6 марта не было исключением – это Всемирный день женского платья. Праздник, который отражает значимость этого элемента гардероба, его важнейшую роль в культуре, моде и самовыражении.

Всемирный день женского платья был основан в 2011 году дизайнером Эшли Лорен Керр. Она предложила посвятить этот день платьям как символу женственности, индивидуальности  и свободы. Со временем праздник получил мировое признание и стал отмечаться в разных странах, включая Россию. В этот день модные дома, дизайнеры и эксперты fashion-индустрии подчеркивают влияние платьев, их разнообразие и элегантность, на стиль и образ современной женщины.

Все мы прекрасно знаем, что важным предметом гардероба женщины является платье. Это не просто элемент гардероба, а настоящий символ женственности. Платья надевают по праздникам или на работу, для того чтобы подчеркнуть фигуру или наоборот скрыть ее недостатки, с целью поддержать традицию или просто выделиться. Так что платье - это довольно функциональный предмет гардероба.

Некоторые считают, что у платья есть особый смысл. Эзотерики говорят, что женщина черпает энергию из земли, а юбка помогает этой энергии аккумулироваться в ее центре жизни. Верить или нет - дело ваше, но доля смысла в этом есть. Если же смотреть с рациональной точки зрения, то юбка - это удобно, практично и эстетично. В отличие от брюк, которые могут сдавливать или облегать нежелательные участки, платье позволяет чувствовать себя свободно и уверенно. Кроме того, исследования показывают, что женщины в платьях привлекают больше внимания мужчин. Причины могут быть разными, но факт остается фактом: в платье женщина выглядит более притягательно и чувствует себя увереннее.

Платье как элемент гардероба прошло долгий путь трансформации. Самое древнее найденное платье – тарханское, ему более 5000 лет. В Древней Греции и Риме женщины носили длинные туники и хитоны, а в Средневековье платья стали более сложными, с корсетами, пышными юбками и многослойностью, символизируя статус и положение в обществе.

В России до XVI–XVII веков женский гардероб включал сарафаны и длинные рубахи, а слово "платье" относилось к мужской одежде. Классическое платье вошло в обиход под влиянием европейской моды. В XIX веке оно стало обязательной частью женского гардероба, меняясь в зависимости от эпохи: от пышных кринолинов до лаконичных силуэтов XX века.

Ключевой перелом произошел в 1920-х годах, когда Коко Шанель представила маленькое черное платье, ставшее символом женской независимости. Впоследствии появление новых тканей и технологий позволило экспериментировать с кроем и стилистикой, сделав платье универсальной вещью в гардеробе.

Сегодня разнообразие моделей платьев поражает воображение: они могут быть лёгкими или многослойными, короткими или длинными, украшенными декоративными элементами или дополненными аксессуарами. Некоторые платья становятся настоящими произведениями искусства, которые можно увидеть как на модных подиумах, так и в музеях, где они хранятся как часть исторического наследия.

А какие же женские платья хранятся в фондах Музейного комплекса? На каких выставках они были представлены?  Это можно увидеть из представленного фоторяда по отработанным выставкам в рамках выставочного проекта «Мир советской семьи».

В настоящее время в «Музее реки Обь» продолжает свою работу выставка «Их труд незаметен, а вклад неоценим», где на манекене представлено летнее платье из шелковистой ткани бежевого цвета с геометрическим узором. Оно оформлено интересным воротником, завязывающимся в бант и дополнено тканевым ремешком с  пряжкой. Это платье принадлежало Ахмедовой Марии Владимировне (1935-2016), уроженки г. Бреста (Белорусской АССР). В конце 1990-х гг. она приехала из Узбекистана в г. Нефтеюганск на постоянное место жительства к сыну, работающему тренером секции баскетбола в ДС «Сибиряк». В 2016 году платье и другие предметы были переданы соседке Гребневой М.В., которая передала их в дар в фонды Музейного комплекса.

Наш город по праву славится нефтяниками, но их жизнь была бы невозможна без швей, поваров, продавцов, работников почтамта и представителей множества других профессий. Работникам музея захотелось сделать приятное людям старшего поколения, вернув их в годы юности, а молодежи рассказать и показать историю «ушедших» из современной жизни предметов, историю незабываемой советской эпохи.

Успейте посетить выставку в «Музее реки Обь» до конца апреля 2025 года!  Ждем Вас в часы работы музея.

Научный сотрудник «Музей реки Обь» М.А.Полякова

X
7.03.2025
Музей геологии, нефти и газа, г. Ханты-Мансийск «Четверть века спустя»: больше, чем концерт

«Четверть века спустя»: больше, чем концерт

6 марта 2024 года в конференц-зале музея состоялся вечер бардовской песни, посвященный предстоящему Международному женскому дню. Мероприятие, организованное с особым вниманием к традициям и культуре, собрало ветеранов геологической отрасли, представителей культурных организаций Югры, партнёров музея и жителей Ханты-Мансийска.

Бесплатный концерт под названием «Четверть века спустя» порадовал всех, кто ценит искренность, романтику и душевность бардовской музыки. Группа «Двое в пиджаках и Ко» подарила зрителям незабываемые эмоции, исполнив известные произведения Юрия Визбора и Олега Митяева. Проникновенные голоса Ильдара Насырова и Эдуарда Бургардта, гитарные переборы и искренняя манера исполнения создали неповторимую атмосферу, наполненную ностальгией, теплом и романтикой.

Особую значимость мероприятию придало присутствие ветеранов геологической отрасли, чьи истории и опыт тесно переплетаются с темами песен о путешествиях, первопроходцах и романтике маршрутов. Культурные организации Югры и партнёры музея также внесли свой вклад в создание атмосферы вечера, подчеркнув своим присутствием важность сохранения традиций и поддержки творческих инициатив.

Зрители погрузились в мир искренних эмоций и поэзии, подпевая знакомым строкам. Вечер стал прекрасным началом празднования Международного женского дня, подарив всем присутствующим возможность настроиться на лирический лад и насладиться атмосферой музыки прошлых лет. В завершение вечера руководство музея поздравило ветеранов с наступающим праздником букетами весенних цветов.

Стоит отметить, что в этом году группа «Двое в пиджаках и Ко» празднует юбилей – 25 лет со дня основания. Название концерта – «Четверть века спустя» – стало отсылкой к этому знаменательному событию. Как выразились сами участники группы, исполненные ими песни сопровождали молодежь того времени, когда совершались судьбоносные геологические открытия, и продолжают греть души даже четверть века спустя.

Благодарим всех, кто присоединился к нам, ваше участие сделало этот вечер по-настоящему особенным!

X
7.03.2025
Музей геологии, нефти и газа, г. Ханты-Мансийск Каменная магия

Каменная магия

6 марта 2024 года в Музее геологии, нефти и газа прошло торжественное открытие партнёрской выставки «Каменные грани творчества», посвященной искусству камнерезного мастерства. Мероприятие стало ярким событием в культурной жизни Ханты-Мансийска. Почётными гостями открытия стали ветераны геологической отрасли.

Выставка раскрывает многовековую историю камнерезного искусства, которое зародилось на Урале в начале XVIII века и достигло своего расцвета в XIX веке благодаря мастерам, работавшим с малахитом и другими самоцветами. Сегодня традиции этого искусства продолжают современные художники, в том числе талантливые студентки Уральского государственного архитектурно-художественного университета (УрГАХУ), чьи работы заняли центральное место на выставке.

На открытии выставки директор музея и приглашенные представители партнёров выставки — доценты кафедры декоративно-прикладного искусства Уральского государственного архитектурно-художественного университета – Ольга Береговая и Михаил Береговой — поприветствовали ветеранов геологической отрасли, а также поздравили их с наступающим Международным женским днём.

Участники открытия смогли увидеть на стендах уникальные экспонаты из фондов музея, а также современные произведения камнерезного искусства студентов УрГАХУ: изящные ювелирные украшения, арт-объекты, шкатулки, малую каменную пластику и каменную мозаику.

Акцентом партнёрской выставки в преддверии Международного женского дня стали постеры с изображениями женщин, держащих в руках каменные шедевры, — в съемках участвовали как сотрудники музея, так и приглашенные ветераны геологической отрасли.

Выставка «Каменные грани творчества» не только подчеркивает историческую значимость камнерезного искусства, но и демонстрирует его современное развитие, в котором всё большее участие принимают женщины. Их работы, наполненные оригинальностью и профессионализмом, стали ярким подтверждением того, что искусство обработки камня продолжает развиваться, обретая новые формы и смыслы.

Выставка продолжит свою работу до конца апреля. Приглашаем всех желающих познакомиться с магией камня и насладиться уникальными произведениями искусства!

X
7.03.2025
Музей геологии, нефти и газа, г. Ханты-Мансийск В музее прошло необычное профориентационное мероприятие для школьников!

В музее прошло необычное профориентационное мероприятие для школьников!

В музее прошло уникальное партнёрское профориентационное мероприятие для школьников. Наставниками будущих абитуриентов и специалистов стали доценты кафедры декоративно-прикладного искусства Уральского государственного архитектурно-художественного университета – Ольга Береговая и Михаил Береговой.

6 марта в Музее геологии, нефти и газа состоялось уникальное событие, объединившее искусство, творчество и профессиональное мастерство. Доценты кафедры декоративно-прикладного искусства Уральского государственного архитектурно-художественного университета – Ольга Береговая и Михаил Береговой рассказали ученикам восьмых и девятых классов школ №5 и №6 города Ханты-Мансийска про особенности обучения в одном из ведущих вузов страны, готовящих высококвалифицированные кадры в области градостроительства, архитектуры, дизайна, изобразительного искусства.

В рамках мероприятия школьники узнали о многообразии творческих профессий факультетов УрГАХУ, в частности, профессии художника декоративно-прикладного искусства, где студенты изучают работу с горячими эмалями, создание ювелирных гарнитуров, каменных мозаик и других уникальных техник.

После презентации УрГАХУ, мероприятие продолжилось экскурсией по новой партнёрской выставке музея «Каменные грани творчества», где представлены экспонаты из фондов музея и работы студентов кафедры декоративно-прикладного искусства УрГАХУ. Участники увидели шкатулки, украшения, каменные скульптуры и арт-объекты обучающихся по профилю «Художественная обработка металла» УрГАХУ, созданные с использованием традиционных и современных технологий. Эти работы демонстрируют эксперименты с материалами и техниками, такими как ручная резьба по камню, каменная мозаика, художественная обработка металла, отливка эмалей и многое другое.

От теории – к практике: в продолжение мероприятия Ольга Береговая и Михаил Береговой  провели творческие мастер-классы с использованием каменных заготовок и ювелирного воска. Под их руководством школьники познакомились с основами ювелирного мастерства: обработкой камня и созданием моделей колец из ювелирного воска. Стоит отметить, что заготовки, созданные участниками, будут отправлены в Екатеринбург для отливки в латуни на память. Мастер-классы УРГАХУ также стали частью проекта «Интеллектуальный потенциал университета – Родине».

Ольга Береговая, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства УрГАХУ:
«Наша цель – заинтересовать детей творчеством, в частности работой с художественным металлом. Мы надеемся, что через практику они откроют в себе творческий потенциал и, возможно, в будущем станут нашими студентами. Сотрудничество с Музеем геологии, нефти и газа для нас особенно ценно, ведь такие проекты помогают показать, как искусство и профессия могут быть связаны с родным регионом».

Наставники отметили, что декоративно-прикладное искусство в Югре – свободная ниша, и призвали школьников учиться на Урале, чтобы возвращаться в родной регион и развивать его культурный потенциал.

Музей геологии, нефти и газа выражает благодарность УрГАХУ и лично Ольге и Михаилу Береговым за работу в профориентационном направлении и вклад в развитие творческого потенциала молодежи Югры. Уверены, что такие мероприятия вдохновляют детей на новые достижения и помогают им найти свое призвание.

X
7.03.2025
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Говорят музейные фонды…

Говорят музейные фонды…

Любовь к своей стране, гордость за подвиги предков –
основа нашего патриотизма.

Сувенир настольный «Дом Павлова. 58 дней в огне»

В преддверии Великого праздника Дня Победы фонды Музейного комплекса продолжают пополняться интересными экспонатами. Один из таких предметов настольный сувенир «Дом Павлова. 58 дней в огне», который представлен на выставке «День Победы! Принимайте поздравления!» в «Музее реки Обь». Этот сувенир  рассказывает о важных событиях, произошедших в период с 1941 по 1942 годы.

Дом Павлова в Сталинграде сыграл важную роль во время контратак немецких войск. Благодаря стойкости русских солдат, войска противника получили отпор, и Сталинград не был захвачен. О пережитом ужасе можно узнать и сейчас, рассмотрев сохранившуюся стену разрушенного дома. Во время битвы за Сталинград каждый жилой дом становился оборонительной крепостью, из которого вели боевые действия. На площади 9 Января все постройки были разрушены. Осталось только одно уцелевшее здание.

27 сентября 1942 года группа разведки, состоящая из 4 человек, во главе с Яковом Федотовичем Павловым, выбив из жилого четырехэтажного дома немцев, стали держать в нем оборону. Проникнув в здание, группа обнаружила там мирных жителей, которые всеми силами пытались удерживать дом около двух суток. Продолжалась оборона немногочисленным отрядом три дня, после подоспело подкрепление. Это был пулеметный взвод под командованием Ивана Филипповича Афанасьева. Общее количество прибывших на подмогу составляло 24 человека. Совместными усилиями солдаты укрепили оборону всего здания. Саперы заминировали все подходы к постройке. А также была прорыта траншея, через которую велись переговоры с командованием взвода, и доставлялось продовольствие с боеприпасами.

Дом Павлова в Сталинграде продержал оборону почти два месяца. Расположение здания помогло солдатам: с верхних этажей просматривалась огромная панорама. И русские солдаты могли держать под обстрелом захваченные немецкими войсками части города с дальностью свыше одного километра. Все два месяца немцы усиленно атаковали здание. Они совершали по несколько контратак за день и даже несколько раз прорывались на первый этаж. Во время таких битв разрушили одну стену здания. Советские войска держали оборону сильно и отважно, поэтому захватить дом целиком у противника никак не получалось.

24 ноября 1942 года под командованием И.И. Наумова батальон атаковал противника, захватывая близстоящие дома. И.И. Наумов погиб, И.Ф. Афанасьев и Я.Ф. Павлов получили только ранения. Мирные жители, находившиеся в подвале дома, за все два месяца не пострадали. Дом впоследствии получил имя сержанта Якова Павлова, командующего отделением, которому удалось захватить здание и стойко удерживать его в обороне.

Как только боевые действия в Сталинграде были завершены, Дом Павлова сразу же начали восстанавливать — он считается первым зданием, которое отстроили в городе после битвы. Дом не стали превращать музей: он и сегодня остается жилым домом. В 1960-х с торца здания появился памятник-барельеф с колоннадой и надписью «58 дней в огне». А в 1985 году в память о доблестных защитниках на другом торце здания появилась мемориальная стена-руина с надписью «В доме этом слились воедино подвиг ратный и трудовой». И хотя осмотреть легендарный дом можно только снаружи, он стал одной из важнейших достопримечательностей Волгограда и входит в перечень мест, которые обязательно посещают туристы на экскурсии по городу.

В историю Великой Отечественной войны яркими страницами вписаны героизм и самоотверженность наших земляков. Сибиряки сражались под Москвой и Сталинградом, освобождали Ленинград и Киев, принимали участие в битве на  Курской дуге и в штурме Берлина. Нет ни одной семьи, в которой бы война не оставила свой след. Многие ветераны-нефтеюганцы участвовали в обороне Сталинграда. Это Гаянов Нурали Нурлагаянович, Каширин Василий Андреевич, Киреев Григорий Иванович, Морозов Иван Васильевич, Хафизов Султаняр Шарипович, Емельянов Иван Павлович, Арютунова Екатерина Борисовна. Все они награждены высокими наградами – медалями «За оборону Сталинграда». Мы преклоняемся перед Вашим мужеством, стойкостью и героизмом.

Помним,  гордимся!

Научный сотрудник «Музей реки Обь» М.А.Полякова

Источники:
1.Фонды Музейного комплекса
2. https://mag.russpass.ru/rubric/napravlenija/dom-pavlova
3. открытие источники интернета

X
6.03.2025
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Загадки древних артефактов

Загадки древних артефактов



Древние металлурги в звериных шкурах.

     Когда речь заходит, о металлургии, о горном деле, то даже человеку не искушённому на память приходит фамилия  Демидовых, а это без малого 300 лет тому назад.  И не стоит умалять достоинства Демидовых,  они много сделали для развития горнозаводской промышленности на Урале и в России.  Но дело в том, что Демидовы пришли на Урал в XVII  веке, а первые рудознатцы, попали на средний Урал, он же горнозаводской пораньше где-то в середине XVII века.  Думаю, что стоит  коротко осветить всю историю Уральской металлургии.  Возникает она ещё во втором  тысячелетии до нашей эры  и насчитывает более 3000 лет. Посему мой рассказ и имеет такое странное название.  Речь пойдет о древне-уральской металлургии.  Так мы потихоньку выйдем на её русский период и на господ  Демидовых. То есть вот такая связь от древнейших  времен до Нового времени.

     Как велись горные разработки. Всё началось с того, что русские  стали обследовать  древние уральские рудники, в то числе и так называемые чудские копи, которые были известны с середины второго тысячелетия до нашей эры.  На Руси чудью называли народы, говорящие на финно-угорских языках, они достаточно широко проживали на север-ной части Европейской равнины и на Урале. И вот как раз с ними связывали и разработку месторождений медный  руды. Именно литейщикам племени чудь приписывается авторство предметов, относящихся к искусству металлической пластики, именуемому пермским звериным стилем (предположительно VII в. до н. э. — XII в. н. э.).

     Уральское горное дело, его русский период начинается в XVII веке, когда сюда пришли по указу царя Петра 1  русские рудознатцы.  Россия в этот период  вела войну с Швецией и государству российскому не хватало металла. Искали металл на разных местах, особенно на местах возникновения мифов,  легенд и сказаний. Так, например легенда «о Чуди белоглазой»  и её исчезновении привела к важным открытиям.  Так был обнаружен в окрестностях нынешнего города Полевского русским рудознатцем Сергеем  Бабиным Гумёшевский медный рудник в 1702 году. Научное изучение уже проходило ближе к концу 18 века. Изучили рудник наши путешественники и ученые Петр Симон Палас и Иван Иванович Лепехин.  И благодаря их научному описанию можно узнать, как вообще добывалось медная руда. Тысячи лет назад, вот как раз это были те самые металлурги в звериных шкурах.  Правда их одежда была сделана из сыромятной кожи.  В руднике были найдены ремни, сумки из сыромятной кожи, а также инструменты. Они были изготовлены больше из меди.  Использовались открытые способы добычи руды. Это такие  карьеры,  внутри которых разводились костры в местах скопления медной руды. Разогретые  камни после поливали холодной водой. От этого камни трескались. В образованные трещины вбивали деревянные клинья.  Также строились и шахты. Шахты достигали глуби-ной 30 метров и шли вертикально либо под углом к коренной породе. И от такой шахты шли горизонтальные штольни, и они были небольшие.  Даже одному человеку было там тяжело пролезть.  А крепёж делался из жердей.  Это такие расколотые вдоль лиственничные и сосновые бревна.  Они  были ненадежны, что приводило к частым обвалам. В гумишевском руднике находили  большое количество костей черепов.  То есть горняки не редко гибли.

     Работали горняки кирками, медными и деревянными совками, лопатами, которыми загружали руду в эти сумки и поднимали наверх. Плавка руды проходила здесь же поблизости от рудника.  Обычно выбирали возвышенные хорошо продуваемые места.  Как правило, на Урале это были вершины гор.  Так под Полевским находится гора Азов.  Ныне знаменитый памятник археологии, где были обнаружены половинные ямы на вершине горы. Представляли они из себя небольшие углубления глубиной примерно метр вымазанные изнутри глиной.  Туда засыпалась измельченная медная руда и древесный уголь и после плавки образовалась на дне такой ямы заготовка в виде медной лепешки, которую дальше обрабатывали литейщики и кузнецы. При проходке чудских копей древние рудо-копы применяли каменные молоты, клинья, песты, дробилки, роговые и костяные кирки, медные и бронзовые. А затем в ход шли железные кирки, кайлы, молотки, деревянные корыта, брёвна-лестницы, плетёные корзины, кожаные сумки и рукавицы, глиняные светильники и др.

Здесь был найден целый клад из произведённой продукции. В основном это были птице-видные идолы, небольшие медные фигурки, что напоминало нам о освященных местах народа манси.  Манси,  они же вогулы это потомки тех самых древних уральских металлургов. И вот таким образом ученые связывают древнюю уральскую металлургию с жертвенными местами.  То есть это капища находящиеся на вершинах гор, где производились жертвоприношения в пользу получения больших объёмов меди от небесных сил, которые как раз на это непосредственно и влияют. То есть только духи могли позволить из камня получить медь. Но мы-то знаем, что это окисленная медная руда, которую помещали в костер и долго нагревали до температуры чуть больше 1000 градусов. Достаточно такой температуры чтобы получить медь из руды.  Но древние люди обладали такой особенностью, что мысленно увязывали и соблюдение технологии производственного процесса, и его результат с волей богов и духов Среднего мира. При поиске расположения богов и духов видно как раз птицы являлись теми посредниками между человеком и небесными духами, которые способны ловить потоки воздуха, который необходим для выплавки руды и оказания влияния на огонь. Огонь это как часть солнца. Магический Триумвират: Вер-шина горы, птица и солнце сияющее.

     Но нужно сказать, что кроме меди тогда уже в первом тысячелетии до нашей эры люди стали изготавливать, вернее, получать и первые металлические  сплавы. Речь идёт в первую очередь о бронзе. Что бы получить бронзу в медь добавляли  олово. Его же олово добывали преимущественно на Южном Урале.  Но большая часть этих отливок все-таки находили на Южном Урале и там даже много топонимов тюркских, например Кургаш, который означат  олово.  Преимущество бронзовых изделий, они  более прочные и долговечные и получить бронзу было легче. Когда в составе металла находится олово то и плавится металл при низких температурах.  Достаточно было 730 градусов, чтобы получить бронзовый сплав. Но, кроме того, что из меди и бронзы делали хозяйственные инструменты и охотничьи принадлежности.  И, конечно же, делались разные украшения,  ритуальные предметы и различные отливки.  Наиболее известный такой клад из бронзовых отливок был найден в 60-е годы 20 века московским археологом Вадимом Старковым на реке Ляпин.  Это 92 отливки напоминали таёжных животных: белок, бобров, волков, лис, райских рептилий в виде ящериц.  Но ученых напрягало то, что все эти отливки бы-ли сделаны как бы на скорую руку, то есть не были хорошо обработаны.  Знаменитый советские этнограф Валерий Чернецов, который занимался очень плотно изучением обских угров: хантов и манси изучая мифологию этих народов, пришёл к выводу, что, скорее все-го вот эти вот фигурки плохо обработанные из бронзы из этого клада являются так называемой иттармой, то есть вместилищем души. Согласно представлению о жизни и смерти у тех же манси после смерти человека душа его должна через 3 года вселиться в подходящего родственника появление, которого на свет все соплеменники ожидают. До этого момента душа пребывает в этой фигурке.  Эту самую иттарму они с помощью ниточек пришивали к одежде, к поясам и носили. Не дай Бог, конечно, было потерять такую фигурку.  Потеряешь душу своего предка, и род твой прервётся.

    Но кроме бронзы и меди угры познакомились еще и с железом. Связывают обычно появление железа с началом первого тысячелетия.  Под Нижним Тагилом есть такое интересное  место  Лайский мыс расположен на южной берегу Лайского Верхнего пруда. На мысу археологами обнаружено святилище первобытного человека, датированное 1 тыс.  до н.э.  Здесь сделанные из железа кинжалы топоры ножи  и даже меч. Но как оказалось, они не были привезены издалека, хотя первая железо попадало на Урал по рекам Каме и Волге через южнорусские степи с Кавказа, Средней Азии и с Персии. Эти изделия сделаны местными уральскими древним металлургами, мастерами, кузнецами и чему найдено подтверждение. На Лайском мысу были найдены развалины 11 домниц.  Именно  домниц,  потому что железо плавили не в плавильных ямах как медь, а в таких небольших доменных печах выложенных из камней в виде усеченного конуса высотой 1-2 метра называли их сыродутные.  В горны через отверстие в нижней части этой печи подавался воздух кожаными мехами.  Ну а через другое отверстие уже с помощью лопаточек извлекали эту пористую массу, состоящую из разных примесей шлаков и вот этих застывших густых ка-пелек железной руды - крицу.  Это крица подвергалась обработке молотом и ковке.  В результате получали уже такие железные заготовки. Но нужно упомянуть, что железо полу-чает свое развитие на Урале в эпоху Великого переселения народов. Это первые века  но-вой эры. Именно в этот период кочевники коневоды попадают на северную территорию и в таежную зону. Именно они и привнесли сюда как раз более совершенные технологии обработки железа. И в этот период как раз когда идет стыковка степных народов с древними уральцами.  Вот здесь и формируются уже так скажем современные наши уральские народы, как и коми, удмурты и манси и ханты. И как раз можно проследить не только, что железо попало в эту таежную зону, но еще и мифология пришла от кочевых культур.  То есть наряду с таежными животными и персонажами  уральских мифов как медведи, бобры, лоси попадают сюда еще и такое животное степей как конь.  Ну и конечно же как тут не вспомнить миф о легендарном  персонаже народа манси это Мир-Суснэ-хум («за миром наблюдающий человек») — в обско угорской мифологии седьмой сын Нуми-Торума, посредник на путях живых и мёртвых. В мансийских сказках он часто упоминается под именем Эква-пыгрись «сынок женщины».

    В хантыйском фольклоре он известен как Ими Хилы. Ну и конечно же внешние атрибуты народа манси. Те самые таёжные охотники стали носить распашную одежду, сабли и длинные волосы, заплетенные в косы как у женщин.  Такой мужчина новая этническая общность, это VI по XIX век, когда и сформировался мансийский этнос.  Именно в этом горнозаводском краю, когда сюда пришли русские в середине 17 веке и именно они брали вогулов себе в проводники и те проводники могли показать им месторождение медной и железной руды. То есть вогулы были не только хорошие охотники и следопыты, но и лучше рудознатцы. То есть те самые вогулы, которые плавили руду, были кузнецами.  И даже есть такое место в Нижнем Тагиле,  которое на старых картах было обозначено как улица вогульских кузниц,  где нанимали себе в проводники опытных  рудознатцев. Так  привлекли двух вогулов Якова Савина и Степана Чумкина. У них православные русские имена,   потому что эти вогулы приняли православие. Как писалось в хрониках в 1702 году житель реки Выя Яков Савинов, то ли следуя указу Петра I, то ли просто решая подзаработать, сообщает верхотурскому воеводе Алексею Калитину о том, что гора на реке Тагил нынешняя гора Высокая содержит богатые месторождения, разные руды.  Но Яков не получил награды за это сообщение, потому что видимо воевода не проявил должного интереса. И в 1714 году Савин сообщает это уже самому Демидову. Но тут уже и Демидов тоже не награждает за это сообщение Савина, возможно потому что уже приказчики Демидова хорошо знали об этой горе и делали пробные плавки этой руды на Невьянском заводе.  Поэтому Демидов считал несправедливым награждать вогула чем-либо, потому что открытие уже давно были сделаны русскими людьми.  Не получив и на этот раз награды Савин решает сообщить о горе Высокой самому главному начальнику уральских горных заводов генералу Василию Татищеву не зная, что Татищев был главный конкурент Демидовых на Урале. Разгоралась так называемая горная война за обладание богатейшими железными месторождениями. Демидов, когда понял что может потерять вот такой  железный Клондайк в виде горы Высокой решает всячески препятствовать вогулу, чтобы тот не сообщал об этом Татищеву. Так демидовские приказчики разоряют стойбище Савина на реке Тагил.  Выгоняют из его дома детей и жену. Запрещают охотиться на бобров,  убивают охотничьих собак и доведенный до отчаяния Яков Савин решает подать жалобу на Демидова на имя Татищева. Это был 1721 год. Мы не знаем, поступила ли жалоба Татищеву, но знаем, что в том году Татищева увольняют с заводов императорским указом.  То есть, возможно, свою роль здесь сыграли происки Демидовых.  Демидов приобретает гору Высокую в своё безмерное безграничное пользование и в том же году начинает строить медеплавильный завод поблизости.  А еще двумя годами позже строит и 1725 году в 4 верстах от горы на реке Тагил Нижнетагильский чугуноплавильный и железоделательный завод, который работал на высокогорской руде. Что касается судьбы Якова Савина нам ничего неизвестно. Он канул в лету, скрылся без вести. Вот получается, что первый раунд этой горной войны закончился в пользу Демидова.

  И Демидовы захотели прибрать к рукам и гору Благодать находящуюся чуть к северу от Тагила. Но не получилось потому, что в 1736 году возвращается Татищев и уже получает известие об этой горе от другого вогульского  рудознатца Степана Чумкина.  Видно Чумкин наслышан про печальную судьбу своего соплеменника Иакова Савина решил идти сразу же к горному генералу Татищеву сообщить об месторождении горы Благодать. Он получает от главного начальника уральских горных заводов за это сообщение отказные в размере 4 рубля 75 копеек и памятник в свою честь в виде чугунной стелы с горящим та-ким факелом.  Поставили памятник на вершине горы Благодать. На том же месте где по поверью его же соплеменники некрещенные вогулы, то есть язычники убили и сожгли, принеся, таким образом, его в жертву и расплатившись за то, что Чумкин не только пре-дал веру своих предков, но и принял православие. Еще и открыл чужакам святилище на вершине горы Благодать.  Это конечно легенда,  до сих пор не подтвержденная историческими фактами.  Но памятник до сих пор стоит на вершине горы Благодать, где написано имя Степана Чумкина.  

Научный сотрудник хранитель коллекции археология Чебыкин В.Е.

X
6.03.2025
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Участие в премии «Служение»

Участие в премии «Служение»

Дорогие друзья!

С радостью сообщаем, что Музейный комплекс Нефтеюганска прошёл ПЕРВИЧНЫЙ ОТБОР заявок на Всероссийскую муниципальную премию «СЛУЖЕНИЕ». После перекрёстной экспертизы между проектами сейчас мы проходим стадию голосования экспертного совета в номинации «Великое наследие - для будущих поколений» с грантовым проектом «Судьбоносный Усть-Балык».

Напомним, что весь 2024 год в стенах Культурно-выставочного центра «Усть-Балык» и на площадках образовательных учреждений города Нефтеюганска шла реализация грантового проекта «Судьбоносный Усть-Балык», основная задача которого – создание условий для объединения и общения старшего и молодого поколения.

В нашей презентации вы можете увидеть основные мероприятия проекта и его участников. Разнообразие форм работы с посетителями делает музей более привлекательным, как для детей и молодежи, так и для возрастной аудитории. Результатом такого взаимодействия является повышение интереса наших горожан к историко-культурному наследию города Нефтеюганска.

Следующим этапом конкурса станет народное голосование. Вместе с вами мы сможем сохранить величайшие ценности для будущих поколений!
Присоединяйтесь к нам и следите за обновлениями!

Знаменит и велик Судьбоносный Усть-Балык!

X
3.03.2025
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Мероприятия ко Дню защитника Отечества

Мероприятия ко Дню защитника Отечества

Февраль выдался весьма плодотворным на патриотические мероприятия в музее. Сотрудники Культурно-выставочного центра «Усть-Балык» провели цикл квизов «Воинская слава России» и «Защитники Отечества» среди учащихся образовательных учреждений города Нефтеюганска.

Увлекательная интеллектуальная викторина освежает и пополняет знания о событиях и датах военной истории России, а также о фигурах исторического масштаба. Знакомит с военными памятниками страны и родного города. Ребята соревнуются в командах. Победители определяются по количеству баллов и получают сертификаты.

2025 год объявлен президентом Владимиром Путиным Годом Защитника Отечества, а значит подобные мероприятия продолжатся. Собирай свою команду и приходи в музей на берегу Юганской Оби!

X
28.02.2025
Музей геологии, нефти и газа, г. Ханты-Мансийск Концерт ко дню милых дам

Концерт ко дню милых дам

Приглашаем на бесплатный концерт бардовской песни!  

В преддверии 8 Марта мы подготовили для вас настоящий подарок — вечер, наполненный душевной музыкой, теплом и романтикой! 

Если вы без ума от гитарных переборов, обожаете лиричные и проникновенные песни, начинаете подпевать, услышав «Милая моя, солнышко лесное»...

 То этот концерт создан специально для вас!

 6 марта в 19:00 вас ждут:

X
Поздравляем! Вы успешно подписаны на рассылку новых событий.