Новости
- г. Ханты-Мансийск
- г. Сургут
- г. Белоярский
- г. Когалым
- г. Лангепас
- г. Лянтор
- г. Мегион
- г. Нефтеюганск
- г. Нижневартовск
- г. Нягань
- г. Покачи
- г. Пыть-Ях
- г. Радужный
- г. Советский
- г. Урай
- г. Югорск
- Кондинский район
- Нижневартовский район
- Октябрьский район
- пгт. Березово
- с. Саранпауль
- с. Угут
- Берёзовский район
- с. Казым
- Сургутский район
- Ханты-Мансийский район
- МАУ «Краеведческий музей» г. Покачи
- Белоярский этнокультурный центр
- Берёзовский районный краеведческий музей
- Государственный художественный музей
- Историко-художественный музейный комплекс
- Краеведческий музей Муниципального автономного учреждения культуры "Многофункциональный культурный центр "Феникс"
- Лянторский хантыйский этнографический музей
- МАУ "Региональный историко-культурный и экологический центр"
- МАУ«Культура», Культурно-исторический центр, Музей истории города Урай
- Музей геологии, нефти и газа
- Музей истории и ремесел Советского района
- Музей истории и этнографии
- Музей Природы и Человека
- Музей Чёрного лиса
- Музейно-выставочный центр
- Музейно-выставочный центр г. Лангепас
- Музейно-культурный центр г. Нягань
- МУК "Районный краеведческий музей им. Н.С. Цехновой"
- Муниципальное бюджетное учреждение историко-культурный центр «Старый Сургут»
- МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "МУЗЕЙ-УСАДЬБА КУПЦА П.А.КАЙДАЛОВА"
- Муниципальное казенное учреждение "Этнографический парк-музей с. Варьеган"
- Муниципальное казенное учреждение «Краеведческий музей имени Т.В. Великородовой»
- Нижневартовский краеведческий музей им. Т.Д. Шуваева
- Районный Учинский историко-этнографический музей им. А. Н. Хомякова
- Русскинской музей Природы и Человека им. А. П. Ядрошникова
- Саранпаульский краеведческий музей
- Сургутский краеведческий музей
- Сургутский художественный музей
- Угутский краеведческий музей им. П.С. Бахлыкова
- Центр историко - культурного наследия "Касум ёх"
- Эколого-этнографический музей Библиотечно-музейного центра
- Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа»
-
6.09.2024Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск День в календаре. 7 сентября - Тит Листопадник, Тит Грибник.
-
День в календаре. 7 сентября - Тит Листопадник, Тит Грибник.
7 сентября верующие чтят память апостола Тита, которого в народе прозвали Титом Листопадником или Титом Грибником. По поверьям, в этот день начинается настоящий красивый листопад, и завершается грибная пора. В народе говорили: «Тит последний гриб растит». На Тита обязательно ходили за грибами и делали из них заготовки, так как полагали, что грибы, собранные позже, для засолки уже не годятся, и их можно будет употреблять разве что в жареном или вареном виде.
В старину грибам приписывали то божественное, то дьявольское происхождение. Появление их в лесах связывалось с ударами молний, с действием росы и дождя, с испарением гниющих остатков древесины.
До недавнего времени грибы считались низшими растениями, и их изучением занимались ботаники. В современном представлении ученых грибы – отдельное царство живой природы. Поэтому для его изучения в биологии выделили отдельный раздел – микологию.
Согласно исследованиям, предки грибов вышли на сушу вместе с одноклеточными водорослями и простейшими около 2 миллиардов лет назад, чтобы сформировать первичную почву. Примерно 300 миллионов лет назад появились первые настоящие грибы, относимые к паразитам деревьев. Грибы с плодовыми телами появились порядка 200 миллионов лет назад, причем некоторые из них сохранились до настоящего времени.
Несмотря на небольшой видовой состав, по сравнению с растениями и животными, царство грибов включает в себя наиболее поразительные формы. Среди 120 000 разновидностей грибов существуют съедобные и смертельно ядовитые экземпляры, мясистые «цветы» и микроскопическая плесень, паразиты и хищники. Некоторые грибы могут достигать исполинских размеров (например, плодовое тело некоторых дождевиков иногда имеет вес 5 кг). Почти 150 представителей грибного царства употребляются людьми в пищу, как источники витаминов, белков и прочих полезных веществ.
В «Музее реки Обь» на экспозиции «Природа реки Обь» представлены грибы, произрастающие в лесах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Из съедобных грибов: белый гриб, подосиновик красный, подберезовик, масленок, моховик, сыроежка, груздь, волнушка. Из ядовитых – мухомор красный, пантерный, поганковидный.
Уважаемые гости и жители нашего города! Приглашаем посетить выставки музея, где вы узнаете много нового и интересного!
Безукладникова Е.А.
Литература и источники:
1. Фонды Музейного комплекса
2. Грибы. Т.8, М.: ООО «Мир книги», 2003. – 192 с.
3. Лагутина Т.В. Полная энциклопедия грибов. Изд-во: Риполл-Классик, 2017 г.
4. Сергеева М.Н.: Грибы. Большая энциклопедия. Изд-во: АСТ, 2002 г.
5. Энциклопедия грибника /Авт.- сост. А. П. Умельцев. - М.: Локид-Пресс, 2003. — 271 с.; ил.
-
27.08.2024Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Говорят музейные фонды…
-
Говорят музейные фонды…
Музей – хранитель времени.
Самое главное в любом музее - это фонды. Основное предназначение фондов - накопление и сохранение музейных предметов. Однако фонды должны хранить не только сами предметы, но и связанную с ними информацию, от объема которой пропорционально возрастает научная ценность музейных предметов, порой даже не обладающих внешней, эстетической привлекательностью.
Фонды Музейного комплекса постоянно пополняются разными предметами. К 20-летнему юбилею Нефтеюганска был издан набор фотографий с видами нашего города «Нефтеюганск-87». Панорамные виды создают удивительное ощущение простора и свободы, позволяют горожанам окунуться в историю родного города, вспомнить былые времена, они рассказывают о прошлом Нефтеюганска. Автором этих работ является фотограф Юрий Шестаков, изготовителем набора - центральная научно-исследовательская лаборатория Ордена Трудового Красного Знамени п/о «Юганскнефтегаз». Сегодня мы чуть подробнее расскажем о некоторых фотографиях, представленных раннее на музейном сайте в статье «Фотография - это история и отражение эпохи».
Фото 1. Улица Ленина. Площадь между зданиями администрации города и п/о «Юганскнефтегаз», справа - следующее здание Главпочтампта, слева - бульвар Комсомольской славы, здание дворца спорта «Сибиряк» и дома 3-го микрорайона.
Когда-то на этом месте действовала спортивная площадка. Здесь играли в футбол и волейбол, местные любительские команды, а также участниками соревнований становились студенческие отряды, которые каждое лето работали на стройках и благоустройстве Нефтеюганска.
Фото 2. Вид здания кинотеатра «Юган» с уличной наглядной агитацией (слева), справа - дворец спорта «Сибиряк».
Большим событием для нефтеюганцев стало открытие в октябре 1970 года кинотеатра «Юган» на 600 посадочных мест. В 1990-е годы кинотеатр был приспособлен под игровой комплекс «Ералаш», но через несколько лет ему вновь был возвращен статус «кинотеатра». На сегодня в этом здании сетевой магазин «Магнит».
Фото 3. Девятиэтажное здание женского общежития (в центре), слева - строительство большого Универсама (в сер. 1990-х стал торговым центром «Европа»), здание п/о «Юганскнефтегаз»; справа - по ул. Гагарина несколько частных домов. На дальнем плане дома новых микрорайонов (намывная территория - пойма реки Акопас).
2-й микрорайон города включает территории, которые были застроены первыми деревянными домами еще в начале 1960-х годов. Здесь располагались улицы Усть-Балыкская, Гагарина, Таежная, Культурная, Строителей, Мира, Новая и другие. Некоторые названия улиц были перенесены и присвоены другим улицам города: например улица Мира шла параллельно улице Строителей и на ней располагались здание конторы Усть-Балыкской экспедиции, а напротив одноэтажное деревянное здание школы №1, которое в дальнейшем было приспособлено под детскую спортивную школу, а затем там размещалось почтовое отделение.
Фото 4. Панорамный вид на дома 7-го микрорайона. Пересечение улиц: вправо – продолжение улицы Нефтяников, вверх - улица Усть-Балыкская. На одном из домов на торце портрет В.И.Ленина.
7-й микрорайон один из первых микрорайонов, который застраивался деревянными брусчатыми домами. Они строились быстро, что помогло решить проблему жилья в молодежном городе.
В 1971 году в этом микрорайоне началось строительство больничного комплекса, который включает практически все медицинские отделения. Если смотреть со стороны 12-го микрорайона на больничный комплекс, то видно, что он находится на возвышенности. До конца 1970-х годов здесь была граница города, а низину по весне затапливали воды рек Акопас и Юганская Обь. Деревянные дома стояли на сваях. Между домов были мостки в три доски, с которых летом на мелководье прыгали в воду купаться ребятишки.
Фото 5. Панорамный вид на центральную часть города: в центре здание дома культуры «Строитель», справа - здания НГДУ «Юганскнефть», кинотеатра «Юган» и площадь перед администрацией города. Слева через дорогу - дома 6-го микрорайона, за зданием - территория перед памятником Воину-Освободителю, здание районной администрации и дома 3-го микрорайона.
В 3-м микрорайоне находится Сквер Победы, который обрел нынешние формы и благоустройство к 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. До этого времени были только памятник Воину-Освободителю и небольшая площадь перед ним, где много лет, начиная с 1985 года (год открытия памятника), проходят все значимые городские мероприятия, посвященные военной тематике – День Победы, Утро Победы, День памяти и скорби и другие.
Рядом со Сквером Победы размещался замечательный Дворец культуры «Строитель», где до ввода в эксплуатацию Дома культуры «Юность», проходили все массовые мероприятия и концерты. Зрительный зал был приспособлен под просмотр кинофильмов.
Фото 6. Панорамный вид на дома 8-го микрорайона, пересечение улиц Парковая (уходит вправо) и Усть-Балыкская (влево вверх). В центре на углу между домами стоит одноэтажное здание продуктового магазина №22 (в 1990-е годы переименовали в «Стинг», сейчас «Магнит у дома»).
Территория 8-го микрорайона была сильно заболочена, здесь когда-то нефтеюганцы собирали морошку и клюкву, затем участок очистили от кустарников и пней и разместили балочный городок, где были не только жилые балки, но и конторы разных предприятий. Застраивать территорию 8-го микрорайона начали в середине 1970-х годов.
Фото 7. Панорамный вид на новые строящиеся микрорайоны: в основном пятиэтажные дома, в центре - множество строительных кранов, слева строится здание детского сада (?), на дальнем плане – несколько 9-ти этажных домов. На переднем плане пойма реки Акопас (залитая водой).
Дополнительная информация к фотографиям представлена из буклета ««Так строился Нефтеюганск…» из истории строительства микрорайонов и улиц города», автор - Н.К.Эскина, НГ МАУК «Музейный комплекс», Нефтеюганск, 2023.
Уважаемые горожане, старожилы города!
Если у вас есть интересная информация по представленным фотографиям, мы с удовольствием дополним их новыми сведениями. Нам тоже хочется знать как можно больше об истории нашего города. Информацию можно написать в комментарии к статье, можно позвонить по телефону 8(3463)23-45-90 (Музей реки Обь), или прийти по адресу 9-28.
Научный сотрудник «Музей реки Обь» М.А. Полякова
-
20.08.2024Государственный художественный музей, г. Ханты-Мансийск «Культурный ландшафт» Югры
-
«Культурный ландшафт» Югры
С 12 по 18 августа Государственный художественный музей проводил пленэр «Культурный ландшафт», который стал первым мероприятием биеннале современного искусства «Югорский авангард». Событие вошло в план мероприятий, посвященных 90-летию Заслуженного художника России, члена-корреспондента Российской академии художеств Геннадия Степановича Райшева. Пленэр проходил при поддержке ООО «Газпромнефть-Хантос» в рамках программы социальных инвестиций «Родные города» компании «Газпром нефть».
Первый день пленэра, 12 августа стал днем знакомства организаторов и художников. Команда живописцев была заранее сформирована экспертной комиссией путем отбора заявок. В Югру съехались мастера из Луганской Народной Республики, Уфы, Кирова, Красноярска, Оренбургской, Свердловской и Томской областей, Казани, Омска, Тюмени, Нижневартовска. В число участников были включены и художники из Ханты-Мансийска.
Открытие пленэрной программы прошло в Государственном художественном музее, где для участников провели обзорную экскурсию по постоянной и временным экспозициям.
Гостей приветствовала директор музея Елена Кондрашина: «Наше главное желание - максимально погрузить вас в природу, в видовые особенности Югры, в ту творческую атмосферу, которая здесь царит. Я надеюсь, что на итоговой выставке по результатам пленэра мы увидим другое видение нашего региона, другое видение природы, другой взгляд на город и промышленность. Я уверена, что каждый найдет что-то свое, даже если все будут выбирать одни и те же локации, одни и те же объекты, но каждый пускай представляет так, как он это видит и чувствует».
Сразу после открытия участники переместились в Галерею-мастерскую Геннадия Райшева. После этого живописцев принимали в Центре народных художественных промыслов и ремёсел. Завершился первый день пленэра обзорной экскурсией по городу.
Одной из знаковых точек стал Речной порт Ханты-Мансийска, где участников познакомили с передвижной выставкой Государственного художественного музея «Геометрия искусства».
В порту гостей встречал генеральный директор АО «Северречфлот» Айрат Чумарин. Почти сразу после визита Айрат Раисович предложил художникам стать участниками творческого рейса на борту теплохода «Ямал». В расписание мероприятий внесли дополнения.
Основная же программа пленэра открылась 13 августа. В этот день художники работали в этнографическом музее «Торум Маа». 14 августа они отправились в поселок Урманный. На следующий день живописцев принимали на теплоходе «Ямал». 16 августа провели выезд в деревню Шапша. На всех локациях для участников пленэра были организованы мини-обзорные экскурсии. В предпоследний день – 17 августа мастера кисти писали городские пейзажи Ханты-Мансийска.
Итогом пленэра «Культурный ландшафт» стала выставка лучших работ участников, которые отобрала экспертная комиссия. Её возглавил художник-график Юрий Бычков - член Союза художников России, доцент кафедры дизайна архитектурной среды Тюменского индустриального университета. Кроме работы в качестве эксперта Юрий Александрович присоединился к коллегам и написал несколько работ, которые также были представлены на выставке. А в один из пленэрных дней в Государственном художественном музее Югры Ю. А. Бычков провел для всех желающих открытую лекцию «Эстамп. Беседы о печатной графике».
18 августа пленэр «Культурный ландшафт завершился открытием одноименной выставки. С приветственным словом выступила Маргарита Козлова – директор Департаменты культуры Ханты-Мансийского автономного округа: «Государственный художественный музей не только сохраняет творческое наследие наших художников, но и применяет совершенно различные инструменты и ищет новые формы для популяризации художественного творчества в Югре. И эти поиски, каждый год привлекают к нам на югорскую землю все новых и новых художников. Несмотря на свою причастность к северу, наша югорская земля отличается своей теплотой. Я надеюсь, что та неделя, которую вы здесь провели, насытила вас той самой гармонией, которой она так славится. И я более чем уверена, что сегодня все зрители увидят гармонию ваших работ. Добро пожаловать на выставку и всем вам новых открытий».
Пленэр проходил при поддержке ООО «Газпромнефть-Хантос» в рамках программы социальных инвестиций «Родные города». На открытии выставки к участникам обратилась Галина Жушман – руководитель проектов фонда поддержки: «Надеюсь, всем, кто участвовал в этом пленэре, все понравилось. Программа «Родные города» со своей надежной базой обязательно будет поддерживать и дальше инициативы музея, города, Департамента культуры. Мы обещаем, что обязательно и на следующий год придумаем что-нибудь про искусство - радостное и светлое».
Работы художников – участников пленэра были распределены по номинациям. Лучших живописцев на открытии выставки отметили дипломами лауреатов.
В номинация «Живопись»:
- дипломы 3 степени вручены Константину Пархоменко, город Луганск и Карине Шелеповой, город Екатеринбург;
- дипломы 2 степени - Елене Козаченко, город Омск и Арине Орловой, город Ханты-Мансийск;
- диплом лауреата 1 степени получила Елена Ильянкова, город Красноярск.В номинация «Графика»:
- дипломом 3 степени награжден Владислав Золотоверхий, город Ханты-Мансийск;
- дипломом 2 степени вручили Наталье Лукиной, город Тюмень;
- дипломы лауреатов 1 степени получили Татьяна Коршунова, город Киров и Алёна Головырских, город Тюмень.В специальной номинации «Авторский взгляд» дипломом лауреата 1 степени вручили Ивану Демьяненко, город Нижневартовск.
Подводя итоги пленэра, директор Государственного художественного музея Елена Кондрашина отметила: «Я надеюсь, что все смогли проникнуться атмосферой замечательного края, в котором мы живем. Вы приехали и взглянули на него немножечко по-другому. Есть совершенно волшебные и очаровательные работы, вы запечатлели иное видение города, нашего Красного дракона, Чугаса, Шапшинских просторов. Это удивительно, что мы смотрим на картинах на знакомые места глазами другого человека и осознаем, насколько нам повезло, что мы живем в Югре. Мы надеемся, что вы приедете к нам еще неоднократно не только на наши пленэры, но и с персональными выставками, которые мы с удовольствием откроем в Самом художественном музее Югры. В завершении я хочу сказать огромное спасибо всем участникам, экспертам, тем, кто нас поддерживал на всех этапах подготовки к пленэру и непосредственно в дни его работы».
Итоговая выставка пленэра «Культурный ландшафт» будет открыта в Галерее-мастерской Г.С. Райшева до 29 сентября. В экспозиции представлены работы участников этого года, а также картины, написанные в разные периоды пленэрного движения, которое началось в 2004 году.
Дополнительная информация:
Первый пленэр в Югре прошел в 2004 году, когда профессиональные художники Ханты-Мансийского автономного округа и других регионов России – участники всероссийского художественного фестиваля «Россия – АРТ – Югра» совершили путешествие на теплоходе по Оби до Березова. В 2007 году на проводимый в округе фестиваль обратили внимание именитые художники России и стран Европы и изъявили желание принять участие в форуме. С 2014 года открывается новая страница в истории пленэрного движения – пленэр проходит в формате творческой школы. Всего в пленэрах приняли участие более 150 художников из России, Франции, Чехии, Нидерландов, Финляндии, Казахстана. -
16.08.2024Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск На Усть-Балык в любую погоду
-
На Усть-Балык в любую погоду
Не смотря на прохладу и летний дождь, Культурно-выставочный центр «Усть-Балык» с распростёртыми объятиями встречал своих маленьких гостей из соседнего посёлка Сингапай – ребят из летнего лагеря Сингапайской школы.
Школьники посетили все экспозиции музея, познакомились с историей освоения нефтяного края и города Нефтеюганск. Детям и воспитателям удалось окунуться в быт и условия жизни первопроходцев, увидеть предметы жизни и быта основателей города. Побывать на выставке «Родники народные» и вспомнить чайные традиции – угоститься баранками с самовара.
Помимо этого, была проведена пешеходная экскурсия по историческому месту Нефтеюганска – высокому берегу Юганской Оби, откуда начинал своё развитие город Нефтеюганск. Ученики побывали на основных достопримечательностях Нефтеюганска: Ротонде "Город, рожденный нефтью" в честь открывателей этих мест, Аллее первопроходцев, памятнике «Первопроходцы». Также узнали историю любви и верности православных Святых Петра и Февроньи Муромских.
Гости из Сингапая увезли с собой новые знания и впечатления, красивые фотографии и отличное настроение! И дождик был совсем не помехой! -
8.08.2024Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск «Доска почета. Кузнецов Петр Васильевич»
-
«Доска почета. Кузнецов Петр Васильевич»
8 августа исполнилось сто лет со дня рождения Петра Васильевича Кузнецова – Почетного гражданина города Нефтеюганска. Родился он в 1924 году в селе Елань Нижнетавдинского района Тюменской области.
По окончании семилетки Петр Васильевич работал культработником.
В первые дни войны Петр попросился добровольцем на фронт. Ему было всего семнадцать лет. Военкомат направил его в военное училище, поэтому в действующую армию он попал только в 1942 году.
Петр Васильевич воевал на Центральном фронте в составе 758-го стрелкового полка 88-й курсантской стрелковой дивизии, командиром отделения полковой роты автоматчиков. Он принимал участие в боях под Ржевом, где 13 августа 1942 года был тяжело ранен. Но страшнее всего для него было узнать, что старший брат скончался от ран в госпитале, а отец пропал без вести.
В конце января 1943 года медкомиссия признала Петра Васильевича, годным к нестроевой службе. Причиной этому были тяжелые ранения. Службу он продолжил при госпитале в городе Каменск-Уральский Свердловской области, а в июле Петра Васильевича направили на учебу в отдельную учебную бригаду, которая располагалась в Ялуторовске. В 1944 году в составе дивизии Кузнецов П.В. был направлен в г. Николаев (Украина), где Петр Васильевич и встретил весть о Победе. Через год он был демобилизован и вернулся домой…
В 1957 году в поселке Песчаный Сургутского района он возглавил промысловую артель имени Кирова. Под его началом было 350 работников, которые занимались лесопереработкой: выпускали порядка четырех тысяч кубометров пиломатериала в год, изготавливали мебель - шкафы, этажерки, столы, стулья, табуретки, школьные парты, театральные диваны, а также специализировались на малом судостроении (строили баржи, катера и т.п.).
С началом активизации геологоразведочных работ и освоения открытых месторождений, необходимы были специалисты, организаторы производства. Петра Васильевича пригласили на работу в Нефтепромысловое управление «Юганскнефть». Он согласился, потому что знал - в райпромкомбинате работа налажена, а в Нефтеюганске все еще только начинается, поэтому будет потруднее.
В октябре 1968 года он решился на переезд, став начальником жилищно-коммунальной конторы НПУ «Юганскнефть». Затем в 1973 году Петр Васильевич перешел в Нефтеюганское управление буровых работ №1. Его переход совпал с периодом активного наращивания буровиками высоких темпов проходки.
Петр Васильевич всю жизнь занимался общественной работой – был депутатом горсовета, внештатным инспектором городского комитета народного контроля, членом городского Совета ветеранов войны и труда. По уходу на пенсию общественная работа стала главной деятельностью этого активного человека. С 2001 года он много лет возглавлял Нефтеюганский городской Совет ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов.
В числе наград Кузнецова Петра Васильевича орден Отечественной войны I степени, медали «За отвагу», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», юбилейные медали, большое количество грамот и благодарностей, Почетный Знак Всероссийской общественной организации ветеранов войны и труда, вооруженных сил и правоохранительных органов, орден «Великой Победы». В 2002 году Петру Васильевичу было присвоено звание Почетный гражданин города Нефтеюганска.
21 июня 2019 года Петр Васильевич ушел из жизни…
Материалы из фондов НГ МАУК «Музейный комплекс»
Главный хранитель фондов Н.К. Эскина
-
8.08.2024Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск История одного предмета: Сетка Павловского
-
История одного предмета: Сетка Павловского
Сетка Павловского — это средство индивидуальной защиты от гнуса. Представляет собой отрез хлопчатобумажной рыболовной сети, пропитанной отпугивающими веществами. В отличие от москитных сеток работает не как физический барьер, а как источник репеллента пролонгированного действия.
Предложенная в 1938 году E. Н. Павловским, она нашла широкое использование в войсках, а также у геологов, лесорубов, топографов, работающих на Дальнем Востоке и в Западной Сибири, где гнус представляет собой настоящее бедствие.
Для справки: Для обозначения кровососущих насекомых давно существует меткое народное слово «гнус». Оно вошло и в научную терминологию.
Гнус — это совокупность кровососущих двукрылых насекомых, которые массами нападают на человека и позвоночных животных. Это комары, москиты, мошки, мокрецы и слепни. Они встречаются во всех географических зонах нашей страны, но особенно многочисленны в тайге.
Для начала перенесёмся в 30-е годы XX века. В СССР это было особое время – индустриализация. Все силы страны брошены на наращивание промышленного потенциала, превращение страны из аграрного государства в индустриальное. Ведётся интенсивное освоение Дальнего Востока: организован поиск полезных ископаемых, в тайге строятся поселения, дороги, предприятия. Усиливаются и оборонительные рубежи. В регион перебрасываются дополнительные контингенты Красной Армии, приезжает на работу гражданское население. Работа кипит! Но произошло непредвиденное…
Среди гражданского населения и красноармейцев, которые осваивали Дальний Восток, начались случаи массового заболевания неизвестной раньше болезнью с тяжелыми симптомами: высокой лихорадкой, нестерпимой головной болью, параличами, бредом, галлюцинациями. Очень часто болезнь приводила к смерти. От неё страдали люди, работающие в тайге и часто не имеющие никакого контакта между собой, поэтому появилось предположение о том, что существует некий загадочный природный источник заражения, который находится непосредственно в тайге.
Была организована серия исследовательских экспедиций, которые провели колоссальную работу. В этом принимало участие целое созвездие ученых – А.А. Смородинцев, М.П. Чумаков, Л.А. Зильбер, В.Д. Соловьев, E. Н. Левкович и многие другие – люди мужественные, самоотверженные, выдающиеся! Одним из них был Евгений Никанорович Павловский.
Досье:
Евгений Никанорович Павло́вский – русский зоолог, энтомолог, создатель советской школы паразитологии, генерал-лейтенант медицинской службы, Заслуженный деятель науки РСФСР, академик Академии наук СССР, герой Социалистического Труда.
Родился в семье учителя. Гимназистом серьезно увлекся зоологией, особенно разделом о насекомых – энтомологией, совершал путешествия для изучения жизни насекомых в их естественной среде обитания. В 1909 году он окончил с отличием Петербургскую военно-медицинскую академию, специализируясь в области паразитологии и арахноэнтомологии (на паукообразных и насекомых).
Экспедиции на Дальний Восток в 1937–1940 гг. по изучению страшной болезни увенчались успехом. В результате был открыт вирус-возбудитель нового, неизвестного ранее заболевания – вирусного клещевого энцефалита. Также была создана спасительная вакцина. За это академику Павловскому была присуждена первая государственная Сталинская премия.
Параллельно была развернута обширная программа по разработке средств защиты от кровососущих двукрылых и клещей. В 1938 году E. Н. Павловский создал чудодейственную защитную сетку.
Сетку с помощью тесьмы прикрепляют к головному убору таким образом, чтобы она покрывала плечи и спину, спереди доходила до бровей. Синтетическое химическое вещество, которым пропитана сетка, при испарении создает вокруг лица защитную область, тем самым отпугивая гнус. Для достижения долговременного эффекта сетки пропитывают специальными студнеобразными составами, отпугивающий эффект которых сохраняется до 3–4 месяцев.
Сегодня существует множество отпугивающих химических средств – репеллентов (от англ. repellent – отталкивающий). Но 60 лет назад, во время нефтяного освоения Западной Сибири, сетка Павловского была единственным спасением для наших нефтяников – покорителей тайги.
В учебнике «Биология с общей генетикой» А. А. Слюсарева (1970 г.). так описана проблема кровососущих: «В настоящее время лучшим средством защиты от комаров, мошек и мокрецов признан диметиловый эфир фталевой кислоты (диметилфталат). Эту жидкость наносят ватным тампоном на чистую и сухую (не потную) кожу открытых частей тела и одежду. Эффективное действие препарата продолжается от 3 до 5 часов. Разработаны и способы увеличения срока действия репеллентов. Такими свойствами обладают фталатные студни – ими пропитываются защитные сетки Павловского, изготовляемые из куска рыболовной сетки».
В современных магазинах спецодежды, на просторах интернета можно и сейчас встретить сетки Павловского, модифицированные и, как правило, далёкие от оригинала.
Самая что ни на есть настоящая сетка Павловского представлена в Культурно-выставочном центре «Усть-Балык» в экспозиции «Город, рожденный нефтью» в разделе о первых открытиях. К сетке прилагается футляр-сумка для хранения, сделанная из дерматина коричневого цвета на белой длинной ручке из хлопчатобумажной ленты.
Этот предмет был передан в дар музею от инженера Усть-Балыкской нефтеразведочной экспедиции, почетного гражданина Нефтеюганска Валентина Анатольевича Рымаренко. Летом в глухой тайге эта сетка служила верой и правдой геологу-первопроходцу, помогала великим открытиям. А теперь – это ценный экспонат.
Посмотреть выставку и послушать экскурсию о нефтяном освоении Югры вы можете в дни и часы работы музея. Наш адрес: г. Нефтеюганск, 2А мкр., дом 16. Три деревянных домика на берегу. Телефон для справок: +7 3463 22 32 02.
Статью подготовила научный сотрудник НГ МАУК «Музейный комплекс» Елена Петровна Белая.
Источники:
Материалы из фондов Музейного комплекса
Статья «Е.Н. Павловский: создатель учения о природной очаговости болезней» https://cgon.rospotrebnadzor.ru/
Сайт Военно-медицинской академии www.vmeda.org
Справочник химика 21 https://www.chem21.info/info/473904/
-
6.08.2024Государственный художественный музей, г. Ханты-Мансийск Творческая школа Г.С. Райшева
-
Творческая школа Г.С. Райшева
С 6 по 20 сентября 2024 года в Галерее-мастерской художника Г.С. Райшева, филиале Государственного художественного музея Югры будет работать Творческая школа имени Г.С. Райшева «В со-творчестве с Райшевым» в рамках Биеннале современного искусства «Югорский авангард».
Школа представляет собой цикл культурно-просветительских мероприятий, посвященных творчеству Г.С. Райшева, направленных на его изучение, с использованием выставочных экспозиций, научной базы и помещений Галереи-мастерской.
Многогранное творчество Г.С. Райшева – яркий пример развития современного искусства, неразрывно связанного с культурой региона. Знакомство с творческим наследием художника предполагает разные формы работы с широким кругом зрителей: лекции, экскурсии, мастер-классы, интерактивные музейные занятия на базе выставочных экспозиций.
К участию в Школе приглашаются: дети и молодёжь, воспитанники школ искусств Югры, студенты творческих специальностей.
Участие в Школе – бесплатное, все материалы предоставляются Организатором.
Сроки предоставления Заявок на участие в Школе подаются по форме (Приложение №1) до 23 августа 2024 года на электронный адрес: gallery.raishev@gmail.com.
Куратор: Маслакова Мария Сергеевна, заведующий филиалом «Галерея-мастерская художника Г.С. Райшева»
Тел. +7(3467) 92-84-04
-
26.07.2024Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Сквозь время и пространство
-
Сквозь время и пространство
Хантыйские ножи
Непременный атрибут любого представителя народа ханты, будь то мужчина, женщина или ребёнок – это нож, являющийся залогом выживания в суровых условиях тайги и тундры. Он сопровождает их с рождения до смерти, и даже после.
Его универсальность проявляется в возможности использования для различных нужд. Но в то же время имеется определённое разграничение в применении, в первую очередь, на промысловые и сугубо бытовые.
Промысловые используются при разделке добычи, для удаления смолы при заготовке кедрового корня, при заготовке черёмухи, рябины, тальника и бересты, изготовлении ловушек, работе с костью, сверлении и выравнивании отверстий, шлифовке блоков на упряжи, строгании топорища и посохов.
И если всё это делается несколькими видами ножей, то виды бытовых ножей более разнообразны: для рукоделия, нож для резки теста, мяса и рыбы, нож для хлеба, нож для чистки котлов и это ещё не всё.
Среди них хочется выделить несколько:
1. «щухри» – преимущественно промысловый – в основном мужской. Имеет узкое лезвие.
2. «вутәӊ кєши» – промыслово-бытовой – женщины носят исключительно его, а для мужчины он второй. Имеет широкое лезвие.
Эти два вида ножа объединены общим названием «сотпэн-кэши» («нож в ножнах»).
3. «йэӊк вөшәмты кєши» – общий – для удаления снега с полозьев нарт при примерзании снега в межсезонье. Лезвие изогнутое под углом 45 градусов одинаково хорошо заточено с обеих сторон. Чтобы всегда был под рукой его кладут в специальный отдел нарт.
Характерной для ножей коренных народов севера особенностью является лёгкость рукоятки из-за отсутствия металлических вставок. Изготавливаются они, главным образом, из дерева. Самым ценным материалом является редкий берёзовый кап. Ценность материала заключается в его износостойкости, он не гниёт, не горит и, кроме того, он эстетичен. Форма рукоятки обычно довольно простая, зачастую с «грибовидной» головкой.
Клинок длиной до 150 мм. В качестве материала используется любое подходящее железо, например брошенная в тайге техника. Металл, нагретый в домашней печке-буржуйке, проковывают, используя вместо наковальни топор воткнутый в чурку, молотком или вторым топором.
Очень интересен способ проверки готовности металла. Для этого нужно, чтобы брошенный на кусок раскалённого железа волос не сгорел с дымом, а пыхнул как искра. После того как клинок готов его закаляют в водно-солевом растворе.
Нож имеет равное соотношение односторонне заточенного лезвия и обуха практически до самого острия. Стамесочная заточка клинка (односторонняя) позволяет использовать нож как рубанок.
Делают из дерева и ножны «пуртэс», которые могут быть украшены кожей, тканью, металлом и носятся подвешенными к специальному поясу-тасме.
Другие ножи хранятся в мужских и женских «сотпи кӑр» – «созвездиях ножен», что означает, скорее всего, связки ножей уложенных в короба или сундуки.
Ножи, находящиеся в фондах Музейного комплекса г. Нефтеюганска, были сделаны руками мужчин из рода Каюковых для себя и своих семей. Вы сможете увидеть их в экспозиции «Югорское наследие» по адресу 9 мкр. д. 28, «Музей реки Обь», по окончании ремонтных работ, о чём будет объявлено на странице Музейного комплекса во VK.
Список литературы:
1. Материалы из фондов НГ МАУК «Музейный комплекс».
2. Лукина Н.В. Формирование материальной культуры хантов (Восточная группа). — Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1985. — 19 л. с ил.
3. Мартынов С.В., История Салымского края, учебное пособие по историческому краеведению – Тобольск – Екатеринбург: «Издательство Баско», 2004 г. – 272 с: ил.
4. Народы Западной Сибири: Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нганасаны. Кеты / отв. ред. И.Н. Гемуев, В.И. Молодин, З.П. Соколова; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; Ин-т археологии и этнографии СО РАН. - М.: Наука, 2005. - 805 с. - (Народы и культуры).
5. Салымский край. Научно-художественное издание. Екатеринбург: «Издательство «Тезис». 2000 г., 344 стр. с илл.
6. Тундровые ножи куются топором: секреты народов Ямала https://ks-yanao.ru/news/kultura/tundrovye-nozhi-kuyutsya-toporom-sekrety-narodov-yamala
7. Из открытых источников в сети интернет.
Методист Игнатенко К.С.
-
22.07.2024Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Говорят музейные фонды…
-
Говорят музейные фонды…
Дать ремня.
Коль он мамин модный друг -
Стразами украшен,
Если папе он для брюк -
Детям очень страшен.
Детская загадка
Бытует мнение, что ремень придумали викинги для поддержания штанов, но история ремня началась ещё в бронзовом веке, когда кто-то из первобытных людей догадался подпоясать накинутую на плечи шкуру лианой. Так было и теплее, и передвигаться гораздо комфортнее.
В Древнем Египте с помощью льняной верёвки мужчины высших сословий, и даже фараон, укрепляли на бёдрах повязку изо льна.
Чуть позднее появились ремни из тонкой кожи, их тоже завязывали узлом, пока не придумали пряжки, изготавливаемые из кости или металла.
В Древнем Риме и Греции ремни делали из дорогой кожи крокодила, а в Китае и Японии – из шёлка.
В Средневековье рыцари перед походом в дальние края одевали на своих жён специальные «пояса верности», а ключ забирали с собой.
Во время крестовых походов рыцари свои дорогие доспехи прятали в обозе, где они были на попечении оруженосца, ведь ремень был показателем статуса и украшался очень пышно, а потеря ремня приравнивалась к позору. Поэтому отличить обычного воина от аристократа-начальника порой бывало непросто, ведь их отличали только пояс, обувь и головной убор.
У многих народов ремень считался очень значимым предметом одежды, например у монгольских племён при заключении договора скрепляли клятву верности обменом поясов. Франки были убеждены, что если захватить пояс врага, то можно лишить его силы, и по этой причине часто воровали ремни у соперников. Так же считали и древние греки - в одном из мифов Геракл украл пояс царицы амазонок, те самым лишив её неуязвимости и мистической силы.
Ремни, похожие на современные, появились изначально в Персии, и выполняли они сразу несколько функций – кроме собственно поддержания штанов, к ним подвешивали кошельки, ключи или оружие, пришивались потайные карманы, а богатое декорирование рассказывало окружающим о благосостоянии владельца этой опояски. До наших дней сохранился пояс одного из правителей, целиком изготовленный из бронзы, украшенной ковкой.
В допетровской Руси носили пояса, называя их по-разному: кушак, опояска, надживотник, ремень, суконник, крайник, покрома, пояс, плетешок и т.д. Завязывали пояс под грудью или под животом. Женская опояска была гораздо длиннее мужской и могла оборачиваться вокруг талии несколько раз, подчёркивая достоинства фигуры. Если пояс был кожаным и украшен богатым декором, то после изнашивания декор из золота или серебра переносили на новый. Такой пояс, принадлежавший Дмитрию Донскому, стал поводом для одного из крупнейших конфликтов в истории Древней Руси. В 1433 году, во время свадебного гуляния, княгиня Софья сорвала этот пояс со своего племянника, князя Василия Косого, обвиняя его в воровстве. По праву-де пояс этот должен принадлежать другому внуку Дмитрия – сыну Софьи, князю Василию II. После этого началась долгая кровавая вражда, закончившаяся ослеплением Василия II, получившего в последствии прозвище Тёмный.
В Европе эпохи Рококо, а это 18 век, считалось, что ремень – это для простолюдинов, а знать носила одежду с подвязками. Хотя предыдущая эпоха Возрождения сделала из ремней произведения искусства – их декорировали драгоценными камнями, пряжки изготавливали из золота или серебра, нередко и с изображением фамильного герба.
В 19 веке плетёные и тканые пояса, узкие кожаные ремни носили больше простолюдины, в России у крестьян и ремесленников были пояса с молитвами, а поверх кафтанов затягивали кушаки, обычно ярких цветов («Сидит ямщик на облучке в тулупе, в красном кушаке…» - А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»).
Использовать ремень для поддержки брюк мужчины начали в 19 веке, и пошло это с рабочей и флотской одежды. У легендарных джинсов ковбоев Дикого Запада сразу уже были шлёвки для продевания ремня. С изобретением подтяжек, ремень в Европе перешёл на второй план и остался преимущественно в женском гардеробе. Затем, по прошествии Первой Мировой войны, интерес мужчин к ремню возобновился, а английские джентльмены сделали этот аксессуар обязательным атрибутом стильного делового человека, синонимом элегантности.
В Красной Армии, после хаоса Гражданской войны, упорядочивать форму начали в том числе и с амуниции. В июле 1932 года войска получили полноценную портупею, главным элементом которой стал ремень, именуемым поясным. Изготовленный из телячьей кожи, он имел пряжку из белого металла. Ремни были разных оттенков – от тёмно-коричневого до охристого.
Во время Второй Мировой войны «… текстильная и лёгкая промышленность были исключены из перечня предприятий, где бронируется рабочая сила на время войны… не было достаточно… резервов. Транспорт у этих предприятий мобилизован на фронт, а запасы материалов нормировались днями, при этих условиях лёгкая и текстильная промышленность очень быстро почувствовали войну», так описывал в книге «Записки интенданта» начальник Главного управления тыла А. Хрулев. На вооружение стали поступать запасы из тыловых складов, даже дореволюционного производства. Также наладили производство очень недолговечных ремней из брезента с кожаным усилением.
На фронте недостаток ремней восполнялся трофеями: германские, румынские, итальянские. Советские солдаты носили трофейные немецкие ремни с надписью «С нами бог» с небольшой переделкой – пробивали в пряжке дыру, а сверху прикрепляли красноармейскую звёздочку.
Ветераны вспоминают (из сборника интервью проекта «Я помню» Артёма Драбкина):
«Я помню, что ватные штаны, которые выдали зимой, мне были страшно велики: провалилась, как в комбинезон, и узкий брючный ремень этих штанов у меня был выше груди, под мышками затягивала. Поверх этого надевала гимнастёрку и на талии затягивала обычный широкий ремень», - Ирина Яворская, медсестра.
«Финский нож носили всегда: продевали его в ремень. Изделия довоенного изготовления были хорошие – со временем не растягивались, никогда не трескались и уж тем более не рвались», - Мукуч Бекчан, фронтовой разведчик.
«Когда я шёл в атаку, люк был закрыт, но не на защёлку. Один конец брючного ремня я цеплял за люк, а другой пару раз обматывал вокруг крюка, державшего боеприпасы на башне, чтобы если что – головой ударил, ремень соскочит, и ты выскочишь из горящей машины», - Алексей Бондарь, танкист».
В наши дни мы видим, что ремни – это модный и необходимый аксессуар любого человека и используются они для ношения разных типов одежды. Мода меняется, а практичность остаётся. Не так давно компания Welt выпустила ремень, который синхронизируется со смартфоном. Он тщательно следит за изменениями объёма талии владельца и сигнализирует ему о том, что нужно заняться фигурой.
Даже если мода на ремень как броский аксессуар уходит, он остаётся необходимой в мужском и довольно популярной в женском гардеробе вещью. И всегда есть вероятность, что спустя некоторое время он снова станет самой заметной деталью костюма.
Специалист по экспозиционной и выставочной деятельности
Ключникова И.Ю.
Методист Серебренникова З.Ф.
Использованная литература:
1. Сайт газеты «Минская правда», Статья «Ремни и пряжки мировых войн: СССР». Автор Андрей Мегас. Точка доступа https://ankol1.livejournal.com/312211.html
2.Сайт белорусской военной газеты «Во славу Родины». Статья «Подпоясаться – так до Берлина». Точка доступа https://vsr.mil.by/rubrics/vremya_sobytiya_lyudi/podpoyasatsya_tak_do_berlina/
3.Сайт «Ремни из настоящей кожи», Статья «Откуда появились ремни для одежды и почему они отличаются друг от друга». Точка доступа https://hetter.ru/blog/otkuda-poyavilis-remni-dlya-odezhdy-i-pochemu-oni-otlichayutsya-drug-ot-druga
4.LENTA.RU «Как мужской аксессуар стал объектом желания модных женщин». Точка доступа https://lenta.ru/articles/2020/01/12/belt_story/
5.Сайт «Мир мануфактуры». Статья «Как был придуман ремень! История одного из самых распространённых аксессуаров в нашем гардеробе». Точка доступа https://mir-manufactura.ru/blog/advice/kak-byl-priduman-remen-istoriya-odnogo-iz-samykh-rasprostranennykh-aksessuarov/
6. Материалы из фондов НГ МАУК «Музейный комплекс».
-
18.07.2024Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Лето на Усть-Балыке
-
Лето на Усть-Балыке
Лето в самом разгаре! А на Усть-Балыке – жаркая пора фото-квестов!
Интересный формат знакомства с экспозициями музея очень полюбился ребятам из пришкольных лагерей. Визит в музей, в историю Нефтеюганска, а также экскурсии по исторической части города проходят на «ура»!
В основе пешеходной экскурсии – прогулка по легендарному «пятачку» и Аллее первопроходцев с рассказом о нефтяном освоении Западной Сибири, начиная с истории поиска большой нефти до легендарных открытий нефтяных месторождений и промышленных достижениях Советского Союза.
История возникновения города Нефтеюганска – единственного города в Югре, расположенного на островной территории среди рек и болот, на действующем месторождении нефти. Город, который появился исключительно благодаря тому, что в 1961 году взмыл ввысь первый сверхмощный фонтан нефти, ознаменовавший открытие крупнейшего месторождения нефти – Усть-Балыкского. Рассказ о личностях, внесших огромный вклад в становление города.
Хороших каникул вместе с Культурно-выставочным центром «Усть-Балык» и Всероссийской программой «Культура для школьников»!
Три домика на берегу ждут своих гостей! Телефон для справок: (3463) 22 32 02, 22 35 85.
Научный сотрудник Елена Петровна Белая