Новости

Музей
20.02.2024
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск За знаниями – на Усть-Балык

За знаниями – на Усть-Балык

«Город, рожденный нефтью» – под таким названием прошла в Культурно-выставочном центре «Усть-Балык» культурно-образовательная программа для 11-классников СОШ №10 (г. Нефтеюганск).
Вместе с научным сотрудником Еленой Белой, которая проводила экскурсию, будущие выпускники школы пополнили копилку знаний об истории родного города Нефтеюганска и нефтяном освоении Югорского края. Немного окунулись в интерьер и атмосферу 60-х годов прошлого столетия. Познакомились с многовековыми чайными традициями.
В теплой дружественной беседе узнавали от сотрудников музея о личностях, в честь которых названы улицы города.

Подпитанные новыми знаниями, чаем и положительными эмоциями, ученики и преподаватели обещали прийти в КВЦ «Усть-Балык» на Праздник первой улицы 31 августа.
#УстьБалык #Музей86 #Культурадляшкольников

X
19.02.2024
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск День молодого избирателя - 2024

День молодого избирателя - 2024

Ежегодно в третье воскресенье февраля в России отмечается День молодого избирателя. В Нефтеюганской школе №8 в преддверии этого дня сотрудники культурно-выставочного центра «Усть-Балык» провели лекцию «Право избирать и быть избранным» для учеников 9-10 классов.
Цель мероприятия – повышение правовой грамотности учащихся, напоминание о значимости участия молодого поколения жителей России в политической жизни страны, о необходимости уже с молодого возраста ответственно относиться к выборам.  
Особое внимание было уделено новшествам предстоящих выборов президента России, а также различным способам участия в голосовании. После просмотра познавательных роликов, рекомендованных ЦИК РФ, ребята приняли участие в несложной викторине, подготовленной сотрудниками музея.
Поощрением за внимательность стали сувениры от нефтеюганской территориальной избирательной комиссии – держатели для смартфона и 3д-наклейки. Полезные информационные памятки о предстоящих выборах старшеклассники унесли домой, пообещав передать их своим взрослым домочадцам.

Научный сотрудник Белая Е.П.

X
16.02.2024
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Живая память на Усть-Балыке

Живая память на Усть-Балыке

15 февраля 2024 года исполнилось 35 лет со дня вывода Советских войск из Афганистана. Именно в этот день закончилась война, которая длилась в два раза дольше, чем Великая Отечественная.

В культурно-выставочном центре «Усть-Балык» прошло музейное мероприятие «Живая память», в рамках которого состоялась встреча студентов Индустриального института Нефтеюганска (филиал ЮГУ) и ребят-активистов отдела занятости и профориентационной работы Центра молодежных инициатив с ветеранами боевых действий в Афганистане Александром Муравским и Муратом Болатовым, которые возглавляют Нефтеюганское городское отделение Российского Союза ветеранов Афганистана.

О предпосылках возникновения конфликта и краткий экскурс в историю боевых действий Афганистана провела научный сотрудник Елена Белая. Гости встречи поделились личными воспоминаниями и эмоциями, пережитыми в Афганистане.

Александр Степанович оказался на войне будучи 19-летним сержантом, в самом начале вооруженного конфликта, в начале 1980 года. По его словам, общее настроение было таковым, что это ненадолго. О войне и речи не было. Никто не собирался воевать. Однако, как потом оказалось, именно на войне пришлось нести службу Александру Муравскому в должности командира автороты. Преодолеть тысячи километров по опасным афганским дорогам, под обстрелами, обеспечивая бойцов боеприпасами и продовольствием.

Мурат Гамзатович – воин-десантник – попал на войну в 1987 году в период активной поддержки действий афганских войск советской авиацией, артиллерией и саперными подразделениями. Главной задачей спецподразделений было пресечение доставки оружия и боеприпасов из-за рубежа.  В отличии от Александра, Мурат прекрасно понимал куда и в какие условия он направляется.  Рассказывая о своей службе, он признался, что после того, как множество его сослуживцев погибало каждый день, он и сам не верил, что вернется с войны живым. Казалось, воронка Афгана, подпитываемая «доброжелателями» извне, бесконечна и беспощадна.  Когда приближался дембель, стало понятно, что выжить в афганской мясорубке – еще не гарантия возвращения домой. Нужно было суметь пересечь границу. Полк Мурата также участвовал в подготовке к выводу советских войск из Афганистана.
Вспомнили гости и день 15 февраля 1989 года, когда облегченно вздохнул каждый вернувшийся с афганской войны человек, где бы он не находился в то время.

Живой диалог с ветеранами войны получился информативным и, как отметила педагог истории, сопровождающая группу студентов, очень полезным. В заключении для ребят была проведена интерактивная экскурсия по главным воинским мемориалам России и памятникам воинской славы г. Нефтеюганска.

X
15.02.2024
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Говорят музейные фонды…

Говорят музейные фонды…


Сладкая жизнь

С чем сравню я ваши глазки,
Положительно с ничем,
Не могу сравнить их даже
С ландрином и монпансьем.
Русская частушка

Петушок или звёздочка на палочке, чупа-чупс, разноцветные леденцы в ярком пакетике или расписной жестяной коробке – известные и всеми любимые сладости. Имя изобретателя этих древних конфет неизвестно, но уже в Средние века в Европе леденцами лечили простудные заболевания, а палочки использовали для удобства – чтобы руки не пачкались.

В России леденцы появились ещё 500 лет назад. Причём называют эти конфеты леденцами только у нас, ведь растопленный кусочек сахара очень напоминает льдинку. Делались они изначально из мёда и патоки, ведь до 17 века сахар был в диковинку и в широкое применение вошёл только после указа Петра I, в котором предписывалось купцу Павлу Вестову открыть сахарный завод в Москве и производить продукт «по качеству и вкусу не хуже импортного и по цене ниже заморского».

Ещё одно название этих же конфет – «монпансье» сейчас уходит в прошлое, а в советское время это слово знал каждый ребёнок. Слово французское, относится и к фамилии кондитера, выпускавшего эту сладость, и к Анне-Марии-Луизе Орлеанской, герцогине де Монпансье, обожавшей эти конфетки, и к географическому месту – небольшому одноименному городку в центральной Франции, откуда родом были и кондитер, и герцогский титул. «Великая Мадемуазель» очень любила маленькие леденцы, делавшиеся из фруктового сока, сиропа и пряностей. Постепенно эта любовь перешла не только ко всем придворным, но и охватила сначала Францию, а затем и другие страны. Так карамельки разлетелись по всей Европе. В России на тот момент уже были свои леденцы на палочке, но гораздо большего размера. Поэтому новомодные конфеты, во избежание путаницы, назвали «монпансье». Так они зовутся и до сих пор, причём название это существует только в России, а во Франции их называют «berlingot».

Ландринная лавка – незнакомое словосочетание для большинства из нас. А вот сто лет назад оно никого бы не удивило. Тогда «ландринами» называли маленькие разноцветные карамельки, которые не были завёрнуты в фантики, а россыпью лежали в металлических баночках. Само слово «ландрин» пошло от фамилии кондитера Фёдора Ландрина. Легенда гласит, что однажды рядовой кустарь-кондитер попросту забыл завернуть приготовленные конфеты, прежде чем нести их на продажу в магазин купцов Елисеевых. Те отругали Федю и отправили с не купленным товаром восвояси. Расстроенный, он с раскрытым лотком карамелек остановился у женской гимназии, а выбежавшие с занятий гимназистки, как стайка птичек, быстро эти его конфетки и раскупили. Федор, смекнув, что так выручка гораздо больше, стал сам торговать леденцами вразнос. Немного разбогатев, он открыл собственное дело, назвавшись Георгом для солидности –«Георг ЛандринЪ». Так в России появился «карамельный король» и монпансье стали чаще называть именно ландрином.

Владимир Гиляровский в книге «Москва и москвичи» пишет: «… На кондитерскую Григория Ефимовича Елисеева работал кустарь Федя. Каждое утро, бывало, несёт ему лоток монпансье, - он по-особому его делал, - половинка беленькая и красненькая, пёстренькая, кроме него, никто так делать не умел…
- Ты завтра приходи во двор, к 12 часам… Как тебя зовут?
- Фёдором, по фамилии Ландрин…»

Если говорить более точно, то Фёдор Матвеевич Ландрин родился в 1817 году в Нижегородской губернии и смолоду работал приказчиком в кондитерской швейцарцев Вольфа и Беранже на Невском проспекте. Там Фёдор не только научился некоторым секретам, но и сам придумывал рецептуру. Уйдя от швейцарцев, начал своё маленькое дело – самостоятельно варил леденцы из сахара и продавал их в разнос в Гостином дворе.
В 1848 году на Выборгской стороне в Санкт-Петербурге Федор открыл свою первую мастерскую по производству леденцовой карамели. Маленькие разноцветные конфетки он упаковывал в жестяные банки, и это настолько понравилось покупателям, что зачастую их покупали в том числе и ради жестяной банки. На Всемирной парижской выставке 1869 года Георга Матвеевича ждал большой успех, но пиком карьеры стало получение звания Поставщика Двора Его Императорского Величества в 1880 году.

Фабрика стала заниматься не только выпуском карамели, но и шоколадных конфет. В начале ХХ века в самом центре торговой Москвы, в доме князя Голицына, был открыт уже кондитерский магазин «Георг ЛандринЪ». Однако после революции производство было национализировано и в 1917 году включено в систему Ленпищепрома.
Фабрика продолжала работать даже на протяжении всей блокады Ленинграда, выпуская для нужд фронта пищевые концентраты, овощной джем, кондитерские изделия и белковые дрожжи. Были созданы цеха боеприпасов и фармацевтических препаратов.

В 1992 году по инициативе трудового коллектива комбинат был акционирован и получил новое имя - АОЗТ «Первый кондитерский комбинат – Азарт». Эта марка существует и по сей день, правда, известна она в основном производством шоколадных конфет, яиц с игрушками и шоколадной пасты. О леденцах же «ландринках», к сожалению, уже мало кто помнит.

В годы советской власти за изготовление монпансье взялись также кондитерские фабрики имени Бабаева, «Красный Октябрь», «Рот Фронт», «Фабрика имени Микояна». Большевики, меняя старый уклад жизни, в случае с монпансье продолжают традиции царских кондитеров. Карамель выпускается в жестяных банках, для росписи которых привлекаются известные художники. Такую коробочку приятно подарить, а когда карамель заканчивается, жестянка остаётся в хозяйстве. В неё складывают пуговицы, нитки, скрепки и другую нужную в хозяйстве мелочь.

Леденцы любят не только в России. В начале ХХ века права на изобретение современного леденца на палочке заявили несколько американских компаний. Свой леденец они назвали lollypop – по одной из версий, от английских слов lolly (язык) и pop (стук). Ведь сладость действительно стучит по зубам. А самый популярный леденец на палочке – «Чупа-чупс» - придумали в Испании. Название его быстро стало нарицательным и сегодня так называют все круглые леденцы на палочке. Дизайн обёртки этой знаменитой конфеты придумал сам Сальвадор Дали. Всего за час художник нарисовал всемирно известный логотип. Кроме щедрого вознаграждения Дали попросил ежедневно присылать ему коробку с «Чупа-чупсами». Видимо, сладость пришлась по душе. О популярности «Чупа-чупс» говорит и тот факт, что это первая конфета, побывавшая в космосе.  

Специалист по экспозиционной и выставочной деятельности
Ключникова И.Ю.
Методист Серебренникова З.Ф.
Использованная литература:
1.Материалы из фондов НГ МАУК «Музейный комплекс».
2.Журнал «Родина» № 122 от 6.01. 2022 г. Точка доступа https://rodina-history.ru
3.Сайт «Дорожное радио», статья «История леденцов «Монпансье»», точка доступа https://dorognoe.ru
4. Статья «Монпансье и Ландрин - сладкие эпонимы», точка доступа https://www.ivanov-v.ru

X
9.02.2024
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск «Путешествие в мир камня. Мрамор»

«Путешествие в мир камня. Мрамор»

«Обиды записывайте на песке,
благодеяния вырезайте на мраморе».

Пьер Буаст - французский
лексикограф и поэт 1765–1824

Мрамор известен человечеству с давних времён. Он имеет огромное количество разновидностей, которые названы в соответствии с их внешним видом или по месту нахождения. Этот камень потрясающе красив, легко поддается обработке и идеально полируется, а еще мрамор довольно прочен и вязок, и поэтому при ударах не раскалывается.

Своим образованием эта горная порода обязана высоким температурам. Когда известняки погружаются в глубины земли, они, под воздействием высоких температур и давления, образуют плотную и крупнозернистую породу, известную нам под понятием «мрамор».

В Древней Греции люди использовали мрамор для облицовки жилищ, возведения культовых и ритуальных зданий. Из этого материала были построены храмы, посвященные Зевсу Олимпийскому, Артемиде Эфесской (сооружение вошло в семерку чудес света), Парфенон, а также знаменитый на весь мир мавзолей-мечеть Тадж-Махал в Индии, воздвигнутый в середине  XVII века королем в память о любимой жене.

Мрамор нашел применение и в скульптуре - особом виде искусства, способном «оживить» камень. Апогеем этого искусства может считаться невероятно сложная техника под названием «мраморная вуаль». Превращение мрамора в прозрачный, невесомый, дышащий шелк - высший пилотаж и гениальное мастерство, доступное единицам. Глядя на дошедшие до нашего времени работы, невольно задаешься вопросом – как из такого твердого материала можно создать что-то подобное? Ведь это невозможно! А ведь мастера работали исключительно вручную, вытачивая скульптуры из цельного куска мрамора, без применения каких-либо автоматизированных технологий. Работы в технике «мраморная вуаль» можно пересчитать по пальцам, а мастеров, создавших эти шедевры и того меньше, в основном это итальянцы: Рафаэль Монти, Джузеппе Саммартино, Джованни Страцца, Джованни Мария Бенцони, Антонио Коррадини.

Месторождений мрамора так много, что невозможно перечислить их все, причем в каждом из них добывают совершенно особый, отличный от других сорт камня. Самый знаменитый - каррарский мрамор из Италии. Изделия из него встречаются по всему миру. В России из каррарского мрамора созданы сотни скульптур, большая часть которых служит украшением дворцов Санкт-Петербурга и его пригородов – Петергофа, Павловска, а также родовых усадеб Подмосковья.

В «Музее реки Обь» на экспозиции «Природа Реки Обь» на стенде «Полезные ископаемые» представлены образцы мрамора, добытые на Полевском, Фоминском и Уфалейском месторождениях Урала. Полевской мрамор является одним из самых прочных уральских мраморов. Фоминский серый мрамор применяли для облицовки монументальных сооружений в Свердловске и других городах страны. Использовался он для отделки станций Московского и Ленинградского метрополитенов и Дворца науки в польской столице Варшаве. Уфалейский мрамор - прочный и долговечный, сохраняет первоначальный вид спустя годы. Камень податлив в обработке, полируется до зеркального блеска. Породу производят в больших объемах, поэтому она широко распространена в России.


Использованная литература и источники:

1)    Материалы из фондов Музейного комплекса
2)    Камни и минералы. М.: ООО «Мир книги», 2000. - 192 с.

Безукладникова Е.А.
Фотографии из фондов - Кобылина Н.И.

X
8.02.2024
Музей геологии, нефти и газа, г. Ханты-Мансийск Квест «По следам малахитовой ящерки»

Квест «По следам малахитовой ящерки»

Отправляемся по следам малахитовой ящерки!

Квест с таким названием стартует в музее с 17 февраля и посвящен 145-летию писателя Павла Бажова.

Вас ждёт познавательное приключение по выставкам музея, знакомство с минералами, кроссворд, загадки на логику и внимательность, поиск предметов.

За каждое испытание ребята получат волшебные самоцветы, чтобы в конце квеста украсить ими чашу Данилы-мастера.

Весело, увлекательно, сказочно! Записывайтесь!

☎ +7(3467)33-09-42, 33-29-06

Купить билет

Действуют «Пушкинские карты»

X
8.02.2024
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск ЗАГАДКИ ДРЕВНИХ АРТЕФАКТОВ

ЗАГАДКИ ДРЕВНИХ АРТЕФАКТОВ

Миснэ, ключевая фигура хантыйского фольклора, известна своей ролью друга и помощника.

      В фольклоре обских угров Миснэ часто предстаёт в виде небольшого существа, похожего на человека, но с некоторыми сверхъестественными способностями. Миснэ считается надёжным и преданным спутником. Она всегда готова прийти на помощь людям и помочь решить их проблемы. Независимо от того, нужна ли кому заплатка на одежде или подсказка в сложной ситуации, Миснэ всегда находит способ помочь. Её всесторонняя эрудиция и знания в различных областях позволяют ей дать советы и найти ответы на разнообразные вопросы.

      Одной из самых интересных черт Миснэ является её магическая сила. Она способна использовать заклинания и заговоры, чтобы исправить неприятности, вызвать удачу или защитить от негативных сил. Миснэ обладает яркой интуицией и возможностью предвидеть будущее, что делает её ценным союзником для людей в сложных ситуациях. Её советы и предсказания всегда оказываются точными и полезными.
      Женщины лесного народа Миснэ – покровительницы охотников, добрые хозяйки тайги. У кондинских манси Ворнэ – лесная богиня, покровительница охотников.
Упоминают три вида миснэ: ур мис-нэ «горная мис», вор мис-нэ «лесная мис», вит мис-нэ «водная мис».

      Женщины мис устанавливают отношения с охотниками, могут вступать с ними в связь и дарят им охотничье счастье. Считалось, что мис-нэ были среди предков особенно удачливых охотников.
У сосьвинских манси зафиксирован рассказ об охотниках, которые столкнулись с мис-нэ, предлагавшей им себя. Но их оттолкнуло, что одна нога у неё в виде лосиного копыта.

Популярен сюжет, в котором мис-нэ выходит замуж за охотника, но после того, как ее обижают родственники, уходит в лес. Вместе с ней уходит и благосостояние семьи.

      Мис-нэ — богиня ожидания. Она вечно ждет. Ждет охотника в свои богатые владения. Но не всякому дарит она свои сокровища. Тот, кто рано-рано будит ее своими легкими шагами и поздно-поздно уходит из леса, тот ей любезен, того она награждает не только глухарем и белкой, но и соболем и куницей. «Мис-нэ – это женщины невидимые. Это счастье человека. К тебе придет – ты самый счастливый будешь. Я, к примеру, неженатый, а ко мне ночью приходит, приходит и уходит».

      Манси, народ, имеет богатую культуру и множество удивительных народных традиций. Одним из самых замечательных аспектов мансийской культуры является их фольклор, который богат на удивительных персонажей и захватывающие сюжеты. Один из самых известных персонажей мансийского фольклора - лесная женщина, известная как миснэ. Этот загадочный персонаж считается духом леса и олицетворяет его могущественную силу. Миснэ обычно изображается как прекрасная женщина с длинными волосами и одетая в красивые наряды, часто украшенные лесными цветами и ягодами. Некоторые верят, что встреча с миснэ может принести удачу и процветание, в то время как другие считают ее вестницей неприятностей и беды.

      Сказки и былички являются неотъемлемой частью мансийского фольклора и позволяют узнать о мудрости и жизненных принципах этого народа. В них рассказывается о самых разных персонажах: от героев, сражающихся со злыми силами, до обычных людей, сталкивающихся с жизненными трудностями. Часто в сказках и быличках главными героями являются простые люди, которые благодаря своей смелости и находчивости преодолевают самые сложные испытания.

      Многие истории рассказывают о путешествиях героев, они проникают в другие миры и сражаются с монстрами и злыми силами. Эти истории учат нас многим важным урокам и отображают мудрость и понимание мира угорского народа.

      Фольклорные тексты позволяют выделить несколько семейных моделей совместного проживания Миснэ. Нами выявлено три модели: 1. Отец с дочерью; 2. Брат и сестра. Иногда численность братьев или сестёр варьируется (сестра и два брата, сестра и шесть братьев, два брата и две сестры); 3. Муж с женой. Например, в одной сказке про бедного человека она одаривает своего избранника богатством, а он и не подозревает даже, что это делает Миснэ, так как она была для него невидима. Он считал, что всего добился собственными силами. Еда и одежда всегда были ему приготовлены. Поголовье оленей с каждым днём прибавлялось, амбары были полны припасами. Живя с Миснэ, он стал обладать телепатией. Но полученное благосостояние и её труд он не ценил, обращался небрежно. С её уходом исчезают полученные блага и необычные способности богача.    

      Иногда Миснэ оказывает благосклонность избранному ею мужчине, и тогда он становится необыкновенно богатым и удачливым охотником, но этот союз никогда не приносит ей счастья. Например, в деревне Хурумпауль, Берёзовского района очень популярен сюжет о приходе Миснэ к людям, когда она выходит замуж за охотника. Однако, после того как её обижают родственники мужа (по одной версии сестра, по другой брат), она уходит в лес. Вместе с ней исчезают и благосостояние семьи. Сына рождённого в данном браке она забирает с собой лес. После чего его никто никогда не видит, лишь иногда в лесу слышат выстрелы и лай его собаки. Причинение обиды выражались в отбирании и утаивании поварешки. Образ поварёшки очень часто фигурирует в сказках и быличках, он не случаен, так как символизирует достаток и благосостояние.

      Миснэ целыми днями занимается рукоделием, что связано с её функцией приносить удачу на охоте. Шьёт ровными красивыми швами как следы соболей, ровными красивыми швами как следы зверей. Умение изготовлять красивую одежду объясняет и то, что её всегда видят нарядно одетой. Ещё одной характерной особенностью Миснэ является доброта по отношению к людям. Проявляется она в оказании помощи заблудившемуся в лесу человеку. Свидетельство этого часто фиксируют былички. При этом рассказчики утверждают, что словесного контакта с Миснэ не происходило. В полном молчании следуя за ней заблудившиеся выходили из леса.

      Становясь женой человека, Миснэ зачастую была несчастна. Натыкаясь на непонимание людей, излишнее любопытство и на несправедливое отношение, она возвращается в лес, забирая с собой детей. По рассказам Миснэ стала жить с охотником в лесу, в её доме. Но по истечении некоторого срока он вернулся к людям. Ребёнка рождённого Миснэ, она отдаёт мужчине на воспитание с условием, что подросшего мальчика затем она заберёт с собой в лес. Фольклорные тексты позволяют полагать, что встречи с Миснэ происходят порой и по желанию самого человека. Не имея счастья и удачи в охоте, он отправляется в лес на её поиски. Главным ориентиром ему служит лес, полный соболями. Входя в дом к Миснэ, он начинает меряться с ней физической силой. Если охотнику удаётся перетянуть Миснэ ко входу, она последует за человеком в его селение, если проворнее оказывается лесная женщина, то он остаётся жить у неё в лесу. Отмечаем, что Миснэ заранее знает о приближении охотника и, если мужчина предназначен ей, то он обязательно разыщет её жилище. И наоборот, каким бы он не был хорошим следопытом, он никогда не найдёт её дом, если она не захочет его видеть. Всё зависит от воли Миснэ. Внешность Миснэ антропоморфна, но в её описании проявляется аномалия в виде волосяного покрова на лице или звериной ноги. Сама как человек, а нога – коровье копыто. Показывая перед человеком свою аномалию, Миснэ, таким образом, проверяет его, испытывает. Заслужить благосклонность высших сил могут только избранные.

      Подчёркивается, что сила и выносливость Миснэ ничем не уступает силе мужчины. Миснэ, хотя и считается доброй лесной женщиной, но порой она не лишена коварства и даже мстительности. Она может заманить к себе охотника, а если он не желает на ней жениться, то лишает его удачи в охоте. И может навести порчу на весь род, и он весь вымрет – потечёт в обратную сторону. Так, в одной сказке Миснэ, проклиная, определила судьбу жителей деревни, обозначив продолжительность их жизни: «в дальнейшей жизни женщины, живущие в этой деревне, доживут только до среднего возраста – умрут, и мужчины доживут до средних лет – умрут, долголетней жизни у них не будет». Как видим визуальный облик фольклорного персонажа складывается из определённого набора компонентов. Это и физические параметры, и одежда, и функции. В быличках мы имеем дело с образом, который видится человеку, так как Миснэ скрывает, изменяет свой облик. При этом в фольклоре сыгвинских манси помимо лосиной ноги зафиксировано наличие у Миснэ коровьей, лошадиной и даже медвежьей ноги. Если женщину принимают в семью такой, какая она есть, не ограничивая её свободу, когда она выполнит обязательное условие (молчит, не показывается на глаза людям, живёт какое-то время в том виде, в каком предстала перед мужчиной), то она остаётся жить в этой семье долго и счастливо, как и другие члены этой семьи. Подаренные ею блага не исчезают. О древности образа Миснэ говорит тот факт, что она сама выбирает себе мужа, имеет особые способности – становится невидимой, может помешивать кипящий суп рукой (вместо черпака), то есть не восприимчива к физической боли (к горячему), играет на музыкальных инструментах, на которых женщине-манси запрещено играть. Сакральная чистота – это ещё один маркер её избранности, божественности (как и общение с духами-покровителями). Ведь, придя жить к человеку, она также делает его жилище освещённым, чистым. Миснэ – это тот персонаж, который вошёл в сказки, былички, и составил локальную женскую группу фольклорных персонажей, живущих в лесу.

В заключение, хантыйский фольклор представляет собой удивительное богатство народных традиций и культурных ценностей. Он олицетворяет мудрость и красоту хантыйского коренных югорчан, а также является важной частью его идентичности. Сказки, былички и удивительные персонажи хантыйского фольклора продолжают вдохновлять и восхищать людей по всему миру своей неповторимостью и глубиной.

Научный сотрудник, хранитель коллекции «Археология» Чебыкин В.Е.

X
7.02.2024
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Живопись во все времена

Живопись во все времена

Художник видит мир и то,
что недостает миру,
чтобы стать картиной.

Николай Федорович Щербак

Николай Федорович Щербак - выдающийся художник-пейзажист и график, родился в 1911 году в Москве. В 1928 году поступил в Высшее Художественно-техническое училище, где получил фундаментальное образование. Во время учебы, Щербак познакомился с известными художниками-монументалистами, такими как М.В. Нестеров, В.Д. Поленов, С.А. Чебыкин, которые оказали огромное влияние на его творчество.

Щербак стал известен благодаря своим необычным пейзажам, в которых он сочетает реальные места с фантастическими элементами. Его работы отличаются мягкими, пастельными тонами и изысканной формой, создающей особую атмосферу и уносящей зрителя в мир гармонии и красоты.

Художник активно сотрудничал с государственными художественными учреждениями и принимал участие во многих выставках и конкурсах. Его работы были неоднократно отмечены престижными наградами и приобретены ведущими музеями и частными коллекционерами.

В работах Щербака часто встречается изображение родного города, природного ландшафта или места, где он побывал во время своих путешествий. Главным мотивом в творчестве Щербака являлась любовь к родной природе и стремление передать ее красоту и гармонию в своих работах. Он показывал природу во всей ее стихии, отражая такие ее черты, как таинственность, мощь и величие.

Творчество Щербака оказало значительное влияние на современное искусство. Его уникальный стиль и особая манера рисования вызвали интерес у многих художников-современников и вдохновили их на создание новых, оригинальных произведений. Это свидетельствует о том, что его идеи и техника нашли отклик в сердцах искусствоведов и любителей искусства по всему миру.

Творчество Н.Ф. Щербака имеет огромное значение для культуры. Он не только изображал прекрасное и гармоничное, но и позволял людям заново взглянуть на родной мир, увидеть в нем красоту, которую мы так часто упускаем из виду. Его работы являются настоящим источником вдохновения и помогают нам раскрыть свои чувства и эмоции.

Статью подготовила:
научный сотрудник
Жуковская
Галина Геннадьевна

X
7.02.2024
Музей геологии, нефти и газа, г. Ханты-Мансийск Фестиваль технической мысли

Фестиваль технической мысли

8 февраля отмечается День российской науки, учрежденный указом президента РФ от 7 июня 1999 года. Специально к этому дню Музей геологии, нефти и газа разработал научно-познавательную программу, основанную на музейных экспозициях.

На 7 площадках музея будут проходить интерактивные занятия, цель которых – популяризация естественно-научных дисциплин, демонстрация музейных предметов. Площадки будут оснащены мониторами (ТВ и пилоны), на которых размещена информация о деятельности отечественных ученых. 

Описание площадок:

1. Выставка «Телепорты в рюкзаке»: квиз с вопросами, касающимися средств связи –наука физика. Это короткий, но очень интересный тест, который позволит не только проверить свои знания в области физики, но и узнать что-то новое и интересное. Каждый вопрос тщательно подобран, чтобы сделать процесс проверки знаний максимально захватывающим и познавательным. 

2. Интеллект центр: опыты с катушкой Теслы, сборка конструктора «Электрознаток» – наука электроэнергетика. Трансформатор Тесла, или катушка Тесла – это устройство, изобретённое Николой Тесла и носящее его имя, является резонансным трансформатором, производящим высокое напряжение высокой частоты. Она позволяет зрелищно передавать электрическую энергию на расстояния без проводов. «Электрознаток» – электронный конструктор начального уровня, позволяющий ребёнку познакомиться с удивительным миром электроники. Занятие с конструктором проведут партнёры музея, АО «ЮРЭСК». 

3.  ГЕОлаб: занятие «Увлекательная палеонтология» – наука палеонтология. Дети и родители смогут познакомиться с интересным миром геологии и изучить образцы со дна древнего моря. С помощью геологического молотка и зубила здесь можно будет отколоть образцы с настоящими окаменелыми моллюсками, изучить их под электронным микроскопом, сверить с научным описанием и забрать себе на память. Также здесь ребят ждет палеонтологическая песочница, в которой можно отыскать «зубы древних акул».  

4. Выставка «Шахта»: VR-путешествие «Шахта» – наука геология. VR «Шахта» – это специально разработанное для музея виртуальное интерактивное пространство в виде подземной шахты для добычи полезных ископаемых. В процессе виртуального путешествия пользователи проедутся по горной выработке, а во время остановок изучат некоторые минералы. 

5. Выставка «Нефть»: веселая активность, посвященная нефти – наука нефтехимия. Здесь сотрудники музея будут удивлять посетителей нефтяными линогравюрами, раскрывать другие научные методы исследования «черного золота». 

6. Атриум: развлекательная программа «Шоу сумасшедшего профессора» – наука химия. «Шоу сумасшедшего профессора» – это музейно-театральный интерактив со зрелищными опытами, экспериментами и викториной от партнёров музея, Югорского государственного университета.

7. Выставка «Звезды Югры»: веселая активность с мини-роботами – наука робототехника. Роботизированные персонажи станут наглядной демонстрацией науки в действии. Захватывающее приключение для всей семьи в мире технологий проведут партнёры музея, школа робототехники и программирования для детей Codame.

Научные площадки будут работать бесплатно для всех желающих 11 февраля с 12:00 до 15:00.

X
5.02.2024
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Сквозь время и пространство

Сквозь время и пространство

Неолитические жилища Сургутского Приобья.

История каждой земли, в контексте истории человечества, начинается с того момента, как на неё ступит нога первого человека, а точнее группы людей, следы пребывания которой прослеживаются чётче. И, в первую очередь, они озадачиваются поиском или строительством жилища. Что же такое жилище?
Жилище - это место, организованное человеком для своего обитания в виде природного укрытия (пещера, дупло, дерево и т.п.) или искусственной постройки (дом, шалаш, юрта и т.п.).

В первую очередь, речь пойдёт о жилищах эпохи неолита, времени, когда была окончательно заселена территория Сургутского (оно же Среднее) Приобья, где и находится ныне город Нефтеюганск.

Климат к началу эпохи неолита или новокаменного века (VI/V тыс. — III тыс. лет до н. э.) был более влажный чем в нынешнее время, что способствовало интенсивному таянию ледников, повышению уровня воды, и, как следствие затоплению или заболачиванию огромных территорий. Но постепенно вода уходила и у людей появилась возможность заселить Среднее Приобье.

Шли они, в первую очередь, вслед за стадами северных оленей, лосей и другими объектами охоты. Наличие многочисленных лесных массивов и болот позволили продолжать заниматься охотой и собирательством. Однако, оценив все выгоды рыбного промысла, неолитический человек начал уделять этому больше внимания, о чём говорит огромное количество находок костей рыб и орудий лова.

Заселялись, в основном, места слияния рек и протоки, что способствовало более прочным связям между поселениями и жилищами, которые были ориентированы на водоём и представляли собой землянки и полуземлянки, рассчитанные на крупную общину или род из нескольких семей.

На выставке в «Музее реки Обь» представлена реконструкция неолитического поселения образцом для которой послужили остатки жилищ, обнаруженные на Барсовой горе (поблизости от г. Сургута).

В своё время, жилища представляли собой бревенчатые прямоугольные полуземлянки обе имеющие по два выхода в виде коридоров, один напротив другого. Площадь более крупного составляла 132 кв. м. (два очага), другое 31 кв. м. (один очаг). Сами очаги располагались напротив выходов, помимо которых, в полу обитатели жилищ сделали два вида ямок, один для хозяйственных целей, другие, маленькие, для установки сосудов. Кроме того, пол в жилищах был покрыт охрой (в одноочажном полностью, а в двухочажном только по периметру). В стенных нишах хранились продукты и предметы быта, вдоль стен, на не углублённой части, располагались нары-лежанки.

Крыша, державшаяся на сваях, вкопанных в землю, и представлявшая собой деревянные перекрытия, выполненные из жердей, крытых ветвями, берестой, а сверху дёрном, служила надёжной защитой от непогоды.

В целом, жилища сливались с местным ландшафтом и, если не знать, что здесь живут люди, со стороны, дома можно было принять за холмы.

Список литературы:
1.    Смирницкая Е.В., Гаврилов К.Н., Кирчо Л.Б. Жилище // Большая российская энциклопедия. Т. 10. М., 2008. С. 85-87.
2.    Мартынов С.В., История Салымского края, учебное пособие по историческому краеведению – Тобольск – Екатеринбург: «Издательство Баско», 2004 г. – 272 с: ил.
3.    Древний город на Оби: История Сургута. Научно-художественное издание. Екатеринбург: изд-во «Тезис», 1994 г. 336 стр. с илл.

Методист Игнатенко К.С.

X
Поздравляем! Вы успешно подписаны на рассылку новых событий.