Прядильщик

22.02.2019

К 100-летию создания графического листа Е. Ф. Ермиловой-Платовой «Прядильщик».
В коллекции Государственного художественного музея находится 18 графических и живописных произведений художницы русского авангарда Ефросиньи Федосеевны Ермиловой-Платовой (1895-1974). Произведения поступили от Российского Фонда Культуры в 2009 году в составе коллекции «Музей современного искусства».
Ефросинья Ермилова родилась в селе Каменка Таврической губернии, училась в Москве на историко-филологическом факультете Высших женских курсов (1914), занималась в художественных студиях К. Ф. Юона, И. О. Дудина (1914–1916), И. И. Машкова (1916–1918). Испытала влияние М. Ф. Ларионова, Н. С. Гончаровой, М. А. Волошина, А. А. Экстер. Прошла через увлечение кубизмом и неопримитивизмом.
В тяжелые послереволюционные годы переехала в Крым, где прошло ее детство, и в 1919-1921 годах работала в подотделе искусств Крымского народного отдела образования в Симферополе под руководством Я. Тугендхольда. Участвовала в организации художественной студии, музея и плакатной мастерской в Никополе, представляла свои работы на выставке херсонских художников.
В 1921 году вернулась в Москву и в 1923 году вышла замуж за художника Ф.Ф. Платова. Художница активно работала - писала пейзажи, портреты, создала графические серии бытовых и карнавальных сцен. В 1932 году приняла участие в выставке «Художники РСФСР за 15 лет» в Ленинграде и в 1934 – на выставке в Клубе мастеров искусств в Москве совместно с мужем, Федором Платовым. В 1939 и 1944 годах состоялись персональные выставки Ефросиньи Ермиловой-Платовой. Трагической страницей в жизни талантливой и самобытной художницы стало исключение в 1949 году из Московского отделения Союза художников СССР по обвинению в формализме.
Для произведений художницы характерны эмоциональная насыщенность и органичный примитивизм. Ее идеалом была линия японской графики, которая передает спокойное равновесие и стремительное движение, держится в плоскости и в объеме.
Графический лист Е. Ф. Ермиловой-Платовой «Прядильщик» был создан в 1919 году в период ее жизни в Крыму. Скуластый, широколицый мужчина сидит за прялкой и держит в широких руках нить. Низкое пространство помещения заполняет свет, дающий контрастные тени. Упругая лепка фигуры, размашистая стилизация рисунка показывает виртуозное владение кистевой техникой черной акварели. Форма выявляет характер человека, его погруженность в сложный внутренний мир, несмотря на нарочитую гротескность изображения.
Сегодня можно сказать, что творчество Ефросиньи Ермиловой-Платовой развивалось в русле мировой художественной мысли, а сама художница входит в плеяду выдающихся русских графиков первой половины XX века.
Надежда Сухорукова

Все новости
Поздравляем! Вы успешно подписаны на рассылку новых событий.