Портрет. Живопись.

Внимательный зритель вернисажей безошибочно определит, что излюбленным жанром мастера был и остается, потрет. Портрет мужа, коллег, учащихся, деятелей культуры, своих дочерей – галерея выразительных образов из числа современников художницы. Портрет - безоговорочная вершина в иерархии жанров изобразительного искусства, наилучшее подтверждение мастерства. В числе работ Л.И.Дзюба большое количество портретов, исполненных маслом, пастелью, углем, акварелью.

Одно из самых ранних портретных изображений – акварельный этюд «Наденька». Изображать детей трудно, и дело не только в их подвижности и непоседливости, но и в том, что юный облик мягко смоделирован, нежно сложен. И всё же Любови Дзюба удалось донести до зрителя и портретные черты и материнским сердцем прочувствованный характер доченьки.

Интересны по тщательности исполнения ранние работы художницы, ученического периода («Актер», «Натурщица»). Глубоки по содержанию, интересны по композиции пленэрные этюды и графические листы с видами древнего Суздаля, Уральские мотивы, а так же красоты сурового Севера. Пейзажи родного Урала экспрессивны по манере исполнения и динамичны по композиции. Кисть мастера уверенно, пастозно накладывает мазки, формирующие то заливные луга, то крутые склоны, то каменистые берега быстрых горных речек. Художница выбирает контрастное, эффектное освещение для этих пейзажей, подчеркивая остроту свето-теневых переходов. Северные края не имеют броской красоты, они сдержанны и не громогласны. И все же привлекательны для художницы улицы и окрестности Белоярского, в них она находит очарование и душевность. Таковы «Первый снег в городе», «Берега Казыма».

На выставке представлены три автопортрета. Наиболее ранний из них (в полосатой меховой шубке, на фоне снежного пейзажа) – еще студенческое задание по композиции. Работа реалистична по исполнению, мягкая полуулыбка, живой огонек в глазах, эффектный трёх-четвертной ракурс. Затем создается новый образ, (2005 г.) фронтальный поясной портрет в яркой красновато-золотистой гамме. Он содержит черты декоративного, стилизованного подхода. В руках модели тонкие кисти для работы, корпус развернут, выпрямлен, взгляд задорно и весело, а где-то и строго ведет диалог со зрителем. В легком ажурном рисунке орнамента на блузке просматривается знак зодиака художницы. Живопись поражает виртуозным исполнительским мастерством.

Автопортрет художницы, написанный к открытию выставки, раскрывает вольность, стремительность характера автора. Портрет с элементами уральского ландшафта не прост по композиции, содержит преломление плоскостей и планов, исполнен в различной манере. Он предлагает увидеть и разобраться, что видит художница и что видит зритель. Это «картина в картине». Любимые автором цветовые сочетания глубоких зеленых, золотистых, желтых, коричневато-охристых тонов, выплескиваются на полотно звучными россыпями мозаичных мазков.

Заслуживают внимания изящные натюрморты, исполненные на уроках живописи в мастерской бок о бок с учащимися старших классов.

Эти работы необычайно важны в процессе преподавания основ изобразительного искусства. На личном примере педагог показывает решение художественных задач – композиции в листе, конструктивного построения, передачи пространства, моделировки объема и колористического звучание постановки. Мир предметов оживает, донося до зрителей то запах Пасхального кулича, то свежесть осенних даров, то овевают древними легендами.

Поздравляем! Вы успешно подписаны на рассылку новых событий.