11 августа в музее под открытым небом «Суеват пауль» состоялась фольклорная программа «Небесные тропы Когтистого зверя» из репертуара Медвежьих игрищ казымских хантов. Обрядовый комплекс, представленный творческим коллективом Этнографического музея-парка села Казым, является единственным настоящим древним ритуалом, сохранившимся в Югре до наших дней.
С 2014 года «Медвежьи игрища» входят в Реестр объектов нематериального культурного наследия народов Югры.
1 «Пупи як» – в переводе с хантыйского «медвежья пляска» или «медвежьи игрища» – ритуальный праздник, устраивающийся по случаю добычи медведя, до сегодняшнего дня остается самым важным и значительным событием в жизни казымских хантов. В церемонии медвежьих игрищ представлены все виды народного искусства: песни, танцы, театрализованные представления.
Медведь в миропонимании хантов – это не только лесной зверь, но и небесное существо, и родственник людей. Как гласит один из мифов, когда-то в детстве медведь жил на небе у своего отца – Торум ащи, но ему было интересно, как устроена жизнь на земле. Отец уступил просьбам сына и в золотой люльке на цепях опустил его на землю, наказав блюсти здесь порядок и справедливость, не причинять вреда людям. Когда медведь нарушает предписания, охотникам разрешают его убить, но они должны провести специальный обрядовое действие, чтобы вернуть Небесному отцу бессмертную душу его сына.
Основная схема самой церемонии сохраняется на протяжении многих веков.
Медвежья голова помещается в правый передний угол дома, который считается священным, и обряжается. На глаза и нос кладутся монеты, если это медведица – надеваются бисерные украшения, когти украшаются кольцами, сверху накидывается платок.
Исполнителями всех фольклорных жанров на медвежьих игрищах являются мужчины, они исполняют как мужские, так и женские роли. Первой исполняют Песню спуска медведя. После нее поется еще несколько песен так называемого «медвежьего» цикла. После завершения песен «звериного цикла» исполняются мужские и женские танцы.
Вторая часть праздника – песни духов Миш – покровителей различных родов, территорий.
Наиболее интересна и понятна для детей и молодежи (а также иноязычных гостей) третья часть Медвежьих игрищ, где исполняются «нях арат» – смешные (шутливые песни) или – лунгалтупат (приходящие). Это самая оживленная и веселая часть праздника. В этой части медвежьих игрищ разыгрываются бытовые сценки, высмеивающие различные человеческие пороки: трусость, жадность, воровство. Лунаглтупы – наиболее динамичная часть праздника, если по отношению к религиозным песням имеются строгие установки исполнять их так, а не иначе, то сценки со временем могут меняться и включать в себя явления современной жизни.
Музей истории и этнографии выражает огромную признательность и благодарность творческому коллективу Этнографического музея-парка села Казым за проведение «Медвежьих игрищ» в городе Югорске:
Исполнитель священных песен – Ерныхов Андрей Александрович, мастер фольклора, лауреат премии Ю. Шесталова
Исполнители Нях арат, сценок и танцев – Молданов Михаил и Тарлин Олег
Игра на нарсюхе – Тарлин Олег
Исполнители женских танцев, обряда, экскурсоводы – Федотова Елена и Игишева Мария
Из отзывов:
«... Все мы дети Великой Матери Земли. Восстанавливаем культурные корни малых народов, племён и семей – а исцеляемся и обогащаемся мы все, соседи по планете и братья по крови. Осуществилась моя мечта поучаствовать хоть в маленьком кусочке настоящего медвежьего праздника».
«Благодарим за интересное мероприятие, его самобытность, за работу по сохранению традиций коренных народов и за прекрасно проведённый выходной в этом уникальном месте».
Новый экспонат Музея истории и этнографии дополнит постоянную экспозицию и будет представлен в разделе, рассказывающем о медвежьем празднике.
1 Источник: https://beargames.ru/medvezhi-igrishcha-kazymskih-hantov.
С 2014 года «Медвежьи игрища» входят в Реестр объектов нематериального культурного наследия народов Югры.
1 «Пупи як» – в переводе с хантыйского «медвежья пляска» или «медвежьи игрища» – ритуальный праздник, устраивающийся по случаю добычи медведя, до сегодняшнего дня остается самым важным и значительным событием в жизни казымских хантов. В церемонии медвежьих игрищ представлены все виды народного искусства: песни, танцы, театрализованные представления.
Медведь в миропонимании хантов – это не только лесной зверь, но и небесное существо, и родственник людей. Как гласит один из мифов, когда-то в детстве медведь жил на небе у своего отца – Торум ащи, но ему было интересно, как устроена жизнь на земле. Отец уступил просьбам сына и в золотой люльке на цепях опустил его на землю, наказав блюсти здесь порядок и справедливость, не причинять вреда людям. Когда медведь нарушает предписания, охотникам разрешают его убить, но они должны провести специальный обрядовое действие, чтобы вернуть Небесному отцу бессмертную душу его сына.
Основная схема самой церемонии сохраняется на протяжении многих веков.
Медвежья голова помещается в правый передний угол дома, который считается священным, и обряжается. На глаза и нос кладутся монеты, если это медведица – надеваются бисерные украшения, когти украшаются кольцами, сверху накидывается платок.
Исполнителями всех фольклорных жанров на медвежьих игрищах являются мужчины, они исполняют как мужские, так и женские роли. Первой исполняют Песню спуска медведя. После нее поется еще несколько песен так называемого «медвежьего» цикла. После завершения песен «звериного цикла» исполняются мужские и женские танцы.
Вторая часть праздника – песни духов Миш – покровителей различных родов, территорий.
Наиболее интересна и понятна для детей и молодежи (а также иноязычных гостей) третья часть Медвежьих игрищ, где исполняются «нях арат» – смешные (шутливые песни) или – лунгалтупат (приходящие). Это самая оживленная и веселая часть праздника. В этой части медвежьих игрищ разыгрываются бытовые сценки, высмеивающие различные человеческие пороки: трусость, жадность, воровство. Лунаглтупы – наиболее динамичная часть праздника, если по отношению к религиозным песням имеются строгие установки исполнять их так, а не иначе, то сценки со временем могут меняться и включать в себя явления современной жизни.
Музей истории и этнографии выражает огромную признательность и благодарность творческому коллективу Этнографического музея-парка села Казым за проведение «Медвежьих игрищ» в городе Югорске:
Исполнитель священных песен – Ерныхов Андрей Александрович, мастер фольклора, лауреат премии Ю. Шесталова
Исполнители Нях арат, сценок и танцев – Молданов Михаил и Тарлин Олег
Игра на нарсюхе – Тарлин Олег
Исполнители женских танцев, обряда, экскурсоводы – Федотова Елена и Игишева Мария
Из отзывов:
«... Все мы дети Великой Матери Земли. Восстанавливаем культурные корни малых народов, племён и семей – а исцеляемся и обогащаемся мы все, соседи по планете и братья по крови. Осуществилась моя мечта поучаствовать хоть в маленьком кусочке настоящего медвежьего праздника».
«Благодарим за интересное мероприятие, его самобытность, за работу по сохранению традиций коренных народов и за прекрасно проведённый выходной в этом уникальном месте».
Новый экспонат Музея истории и этнографии дополнит постоянную экспозицию и будет представлен в разделе, рассказывающем о медвежьем празднике.
1 Источник: https://beargames.ru/medvezhi-igrishcha-kazymskih-hantov.