Новости
- г. Ханты-Мансийск
- г. Сургут
- г. Белоярский
- г. Когалым
- г. Лангепас
- г. Лянтор
- г. Мегион
- г. Нефтеюганск
- г. Нижневартовск
- г. Нягань
- г. Покачи
- г. Пыть-Ях
- г. Радужный
- г. Советский
- г. Урай
- г. Югорск
- Кондинский район
- Нижневартовский район
- Октябрьский район
- пгт. Березово
- с. Саранпауль
- с. Угут
- Берёзовский район
- с. Казым
- Сургутский район
- Ханты-Мансийский район
- МАУ «Краеведческий музей» г. Покачи
- Белоярский этнокультурный центр
- Берёзовский районный краеведческий музей
- Государственный художественный музей
- Историко-художественный музейный комплекс
- Краеведческий музей Муниципального автономного учреждения культуры "Многофункциональный культурный центр "Феникс"
- Лянторский хантыйский этнографический музей
- МАУ "Региональный историко-культурный и экологический центр"
- МАУ«Культура», Культурно-исторический центр, Музей истории города Урай
- Музей геологии, нефти и газа
- Музей истории и ремесел Советского района
- Музей истории и этнографии
- Музей Природы и Человека
- Музей Чёрного лиса
- Музейно-выставочный центр
- Музейно-выставочный центр г. Лангепас
- Музейно-культурный центр г. Нягань
- МУК "Районный краеведческий музей им. Н.С. Цехновой"
- Муниципальное бюджетное учреждение историко-культурный центр «Старый Сургут»
- МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "МУЗЕЙ-УСАДЬБА КУПЦА П.А.КАЙДАЛОВА"
- Муниципальное казенное учреждение "Этнографический парк-музей с. Варьеган"
- Муниципальное казенное учреждение «Краеведческий музей имени Т.В. Великородовой»
- Нижневартовский краеведческий музей им. Т.Д. Шуваева
- Районный Учинский историко-этнографический музей им. А. Н. Хомякова
- Русскинской музей Природы и Человека им. А. П. Ядрошникова
- Саранпаульский краеведческий музей
- Сургутский краеведческий музей
- Сургутский художественный музей
- Угутский краеведческий музей им. П.С. Бахлыкова
- Центр историко - культурного наследия "Касум ёх"
- Эколого-этнографический музей Библиотечно-музейного центра
- Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа»
-
29.04.2025Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Говорят музейные фонды… рубрика «Нефтеюганский музей. Экспонаты онлайн. Чапельник, он же сковородник.»
-
Говорят музейные фонды… рубрика «Нефтеюганский музей. Экспонаты онлайн. Чапельник, он же сковородник.»
Чапельник, он же сковородник, он же выхватень, он же печелюжник…
Писарь нёс посреди улицы на длинном чапельнике сковороду,
на которой ещё клокотала только что снятая с огня яичница.
Глеб Успенский, «В деревне».
Термин «чапельник», он же «сковородник» известен ещё с одиннадцатого века, в те времена он служил для перемещения глиняных и металлических сковород с низким бортиком.
Помимо кухни, сковородник использовался и в обрядовых ритуалах: был оберегом при посещении роженицей бани, на свадьбе во время снятия фаты-покрывала свекровь подходила к невесте со сковородником в руке и, поднимая ткань, выясняла – «Не крива ли молодая, не слепа ли?».
Само слово «чапельник», как пишет Владимир Иванович Даль в Толковом словаре живого великорусского языка, образовано от диалектного «чапать» - хватать, цапать. В народе чапельник известен также как сковородник, выхватень, печелюжник, блинник, емки, пашник, печальник, цапальник, цапля, чапела, чапляник …
По сути своей чапельник – это кухонная принадлежность с длинным черенком, предназначенная для захватывания и перемещения сковороды в печь или духовку. Внешне представляет собой металлический крюк с упором на деревянном черенке, выглядит он как длинный шест с захватом для сковороды на конце. Именно такой сковородник фигурирует в бытовом конфликте, случившемся в 1643 году между двумя жителями Якутского уезда: «Мишина баба меня, Баженка, сковородником ударила, и я же за сковородник хватил, и я де з бабой и сковородником на землю пали» …
Посвящена сковороднику - чапельнику и загадка из сборника В.И. Даля «Пословицы русского народа»: «Сидит курочка на золотых яичках, а хвост деревянный» (сковорода с прицепленным сковородником стоит на горячих углях).
Одно из первых упоминаний о сковороде, для которой предназначен чапельник, было в новгородских берестяных грамотах, датируемых концом 1180-х – первой четвертью двенадцатого века. В одной из грамот был список предметов, взятых у некоего Нежаты: «От Нежаты вишен, вина, уксус и муку, Иванову шубу и сковороду».
Выдержка из статьи Бориса Ивановича Колчина, 36 лет проработавшего в Новгородской археологической экспедиции, под названием «Железообрабатывающее ремесло Новгорода Великого» от 1959 года: «Особенно обильно представлены железные сковороды. В обиходе новгородских хозяек они довольно широко применялись, начиная с Х века. Сковороды ставили непосредственно на угли и быстро изнашивались (железо перегорало), поэтому археологи обычно находят их обломки». Писал Колчин и о сковороднике: «Шесть чапельников найдено в слоях XI – XII веков. Чапельники представляли собой длинные железные стержни, имевшие на конце небольшое развилье. Длина стержня была примерно 4,5 – 5 см. Другим концом железный стержень укреплялся в деревянной рукоятке или вставлялся острым черенком, или надевался втулкой».
И ещё один интересный факт о старинных сковородах. Сковородочная изба – так называли питейное заведение, где продавали спиртное на разлив, набирая вино из бочек черпаками, похожими на сковороду. Такая изба фигурирует в криминальном деле, случившимся 13 октября 1635 года в Белоозере (сейчас – Белозерск Вологодской области): «… на первом часу дни, в заутреню время, подьячей Дружина Жданов лежит за Покровскими воротами мёртв в платье своём, в чём ходил… При расследовании этого дела целовальник Костя Яшин показал: «сидит де он у государева питья в избе в сковородошной, продаёт вино в сковородки… и октября 12 день, в вечеру, часу в третьем ночи, приходили к нему аж 3 человека пушкарей и взяли де вина полсковородки… и выпив вино сошли из избы вон, а Дружина де у него в избе не бывал и вина не пивал».
Сковорода служила и «мерой для сыпучих тел». «Боярыня сковородку пшеницы прислала и мы кутьи наелись» - цитата из «Жития» протопопа Аввакума (пунктуация сохранена).
Сейчас сковородник вышел из широкого употребления и даже само слово многих ставит в тупик. А ведь совсем недавно он был просто незаменим в домашнем хозяйстве. Изначально делали чапельники кузнецы или мелкие мастерские, это была штучная работа, а в советский период было налажено изготовление сковородников в промышленных масштабах, методом заводской штамповки. В городских условиях деревянная ручка стала значительно короче, ведь в городе в подавляющем большинстве готовили на плитах, а не в печах.
На выставке «Интерьер 60-х годов» Культурно-выставочного центра «Усть-Балык»
вниманию посетителей представлены сковородники двух размеров – стандартный, длина ручки 21 сантиметр и увеличенный, общим размером 37 сантиметров.
Специалист по экспозиционной и выставочной деятельности
Ключникова И.Ю.
Использованная литература:
1.Материалы из фондов НГ МАУК «Музейный комплекс».
2.Википедия, статья «Чапельник» код доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B0%D0%BF%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA
3.ARTEFACT, музей Новосибирска код доступа https://ar.culture.ru/ru/subject/skovorodnik-metallicheskiy
4.Дзен, статья «Пространная изба да сковородник или что делали в сковородочной избе», код доступа https://dzen.ru/a/ZA-_OYtX7AcpGbmc
5.Дзен, статья «Что такое забытый чапельник», код доступа https://dzen.ru/a/XjR5KxBF-18RBXxR
-
28.04.2025Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Листая пожелтевшие страницы…
-
Листая пожелтевшие страницы…
26 апреля 1986 год. Чернобыль - трагедия 20 века. Забывать нельзя!
Возможно, кто-то скажет, что нам не нужно говорить о Чернобыле. Новый век принёс в мир новые трагедии, масштабы которых отнюдь не меньше. Тем более, что Чернобыль в большей степени коснулся белорусского государства и в меньшей – России. Но не говорить об этом нельзя. Чернобыль… Чёрная страшная боль, которая коснулась своей смертельной рукой всех тех, кому была небезразлична страна и люди, ставшие на борьбу с радиацией.
Вот как это было…
Чернобыльская атомная станция расположена в Киевской области на севере Украины в 7 километрах от Украинско–Белорусской границы. Эти места богаты лесами и лугами, находятся вблизи того места, где река Припять впадает в Днепр. Станция начала давать электроэнергию в 1977 году. Четвёртый энергоблок был пущен в конце 1983 года.
26 апреля 1986 года при проведении планового ремонта произошла крупнейшая в истории атомной энергетики катастрофа. Два взрыва произошли последовательно в 1 час 24 минуты. В результате разогретые до высокой температуры фрагменты активной зоны реактора были выброшены на крыши некоторых помещений реакторного отделения, деаэраторной этажерки и машинного зала. Возникло свыше 30 очагов горения…
Чернобыльская трагедия в первую очередь затронула маленькую страну, нашу ближайшую соседку – Беларусь. В годы Великой Отечественной войны фашисты уничтожили на белорусской земле 619 деревень вместе с жителями. После атомного взрыва эта страна потеряла 485 деревень.
ИНФО: 29 апреля 1986 года самый высокий радиационный фон был зарегистрирован в Польше, Германии, Австрии, Румынии, 30 апреля – в Швейцарии и Северной Италии, 1-2 мая – во Франции, Бельгии и Нидерландах, Великобритании, северной Греции, 3 мая – в Израиле, Кувейте, Турции. Меньше недели понадобилось, чтобы Чернобыль стал проблемой всего мира.
Чернобыль – это не только техногенная катастрофа. Чернобыль унёс жизни мужчин и женщин, отцов и матерей. Он забрал у многих любовь….Из письма Владимира Правика.
«Здравствуйте, мои дорогие, хорошие Наденька, Наташка!
С большим приветом к вам ваш курортник и лодырь. Это потому, что я отлыниваю от воспитания нашей крошки Наташки. Живу я хорошо. Поселили нас в институте-клинике для осмотра. Как вы знаете, здесь все, кто был тогда, так что мне весело, ведь мой караул при мне. Ходим, гуляем, по вечерам любуемся вечерней Москвой. Одно плохо, что любоваться приходится из окна.
Надя, ты читаешь это письмо и плачешь. Не надо. Всё обошлось хорошо. Мы еще до ста лет доживем. И дочурка наша ненаглядная нас перерастет раза в три. А чувствую я себя хорошо. Не волнуйтесь, ждите меня с победой.
Крепко обнимаю, целую. Твой навеки Володя.
Москва, 6-я клиническая больница».
Десятого мая Володя ещё жил. Но к вечеру ему стало хуже. Он уходил из жизни с таким же достоинством, с каким прожил её. Ни стона, ни вскрика…
Отец и мать Виктора Кибенка, жена Таня получили разрешение повидаться с ним. Вместе побыли они немного…
«Вы не волнуйтесь. Все будет в порядке… Я сейчас, на минутку…
Он вернулся в свою палату и оттуда уже не вышел. Не выдержало сердце.
Еще день назад, 9 мая, они с Володей Правиком торжественно поздравили своих бойцов праздником Победы. Как и положено командирам».
Прошли годы, но людская боль и память не находят себе покоя. Пока живут родные и близкие люди, они помнят тех, кто погиб в схватке с невидимым врагом – радиацией. Пока мы помним, трагедия не может быть забыта. Она в наших сердцах и воспоминаниях.
ИНФО: По данным ООН, при аварии на ЧАЭС радиоактивному загрязнению подверглась территория в 155 тыс. кв. км. Повышенные дозы радиации получили 8,4 млн. человек в России, Украине, Белоруссии. 2670 деревень находятся на загрязненной от аварии территории. 27 городов находятся на загрязнённой территории. В них живут 2 миллиона человек. Там живут и любят, там растят детей. Там надеются и верят, помнят и берегут, веря в себя, свои силы, в человечество.
Пусть эта вера никогда не будет растоптана новой бедой и новым Чернобылем. Это зависит от нас с вами, от нашей ответственности, от нашего желания всегда и во всём оставаться Человеком.
Среди ликвидаторов Чернобыльской аварии были и наши земляки - нефтеюганцы. Вашему вниманию предлагаем посмотреть фрагменты выставки «Чернобыль: документы и факты», на которой представлены личные документы и фотографии «ликвидаторов», а также фотодокументальные свидетельства чернобыльской трагедии.
Научный сотрудник «Музей реки Обь» М.А.Полякова -
25.04.2025Государственный художественный музей, г. Ханты-Мансийск Победители в музее
-
Победители в музее
25 апреля 2025 года в Государственном художественном музее торжественно открылась выставка «Победители».
Экспозицию приурочили к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. А включает она живопись, графику, скульптуру, эскизы к памятникам, плакаты и декоративно-прикладное искусство художников XX века из музейных фондов. И произведения современных югорских авторов, которые помогают сохранять историческую преемственность. Всего более ста экспонатов.
Открылась выставка с небольшого, но пронзительного выступления. В интерьере постоянной экспозиции классической русской живописи звучали песни военных лет в исполнении солистов КТЦ «Югра-классик» Инны Черных и Ирины Плотниковой.
Открывая выставку, начальник научно-методической службы музея Наталья Леонидовна Голицына особо отметила, что День Победы - это самый главный наш праздник. По праву всенародный и священный. И отмечать его необходимо с особым трепетом. Словно в подтверждении её слов в экспозиционном зале зазвучала запись «Акта о безоговорочной капитуляции Германских Вооруженных Сил» в исполнении легендарного диктора Юрия Левитана.
Всё это произвело неизгладимое впечатление на собравшихся, особенно на учащихся художественного отделения Центра искусств для одаренных детей Севера. И стало своеобразным сигналом для начала осмотра экспозиции под говорящим названием «Победители».
Не забыли и о героях сегодняшних. Каждый посетитель выставки «Победители» смог написать письмо солдату - участнику Специальной военной операции, выразив слова благодарности и безграничного уважения. Все «фронтовые треугольники», собранные во время работы выставки, будут переданы бойцам на передовой через МОО ПВ «СборХМ».
Мы уверены, что выставка станет не только источником вдохновения, но и поводом для глубоких размышлений о значении Победы для нашего народа. Познакомиться с творчеством Александра Дейнеки, Гелия Коржева, Ивана Астапова, Софьи Урановой, Евгения Вучетича, Олега Комова и наших югорских художников Сергея Устюжанина, Василисы Портновой, Александра Седова, Владимира Колова можно до 31 мая этого года.
-
24.04.2025Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Усть-Балык расширяет границы диалога со школьниками
-
Усть-Балык расширяет границы диалога со школьниками
Что объединяет проекты «Культура для школьников, «Культурные выходные» и Культурно-выставочный центр «Усть-Балык»? Конечно же, слово «культура». А также апрельский день, который к тому же совпал с Международным днем памятников и исторических мест. А приближение 80-летия Великой Победы добавило патриотических красок мероприятию.
В ТЦ «Рандеву» (г. Нефтеюганск) сотрудники музея Елена Белая, Зиля Серебренникова и Ксения Федусевич провели музейно-просветительскую программу «Память в камне». Посетители имели возможность совершить виртуальную экскурсию, которая транслировалась на многочисленных экранах развлекательного центра. «Прогулялись» по главным военным мемориалам страны, а также военным памятникам Нефтеюганска и района. После чего ребята на карте отмечали местоположение основных городских достопримечательностей, а также на время собирали пазлы. В творческом мастер-классе самые активные создавали флажок с главным победными символами страны – монументом «Родина-мать» и обелиском «Вечный огонь».
Мероприятие получилось познавательным и интересным, отметили взрослые, которые сопровождали самых маленьких.
Программу «Память в камне» сотрудники КВЦ «Усть-Балык» проводят с разными категориями школьников на протяжении всего месяца.
-
23.04.2025Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Говорят музейные фонды...
-
Говорят музейные фонды...
Фотоаппарат «Зенит-ЕТ»
В наше время существует множество моделей фотоаппаратов, которые помогают человеку сделать снимки, имеющие очень высокое качество. Ежегодно выпускается все больше новых моделей, которые оснащены различными функциями.
Создание фотоаппаратов - это результат труда многих ученых и изобретателей. История фотоаппарата начинается с его прообраза - камеры-обскуры. Это устройство, которое проецировало изображение внешнего мира на плоскую поверхность. Первые камеры-обскуры появились давно, но в XVIII веке древнее изобретение начали применять для фиксации изображения.
В фондах Музейного комплекса хранится порядка 60 различных фотоаппаратов различных производителей и годов выпуска. Среди них есть фотоаппараты марки «Зенит-ЕТ».
«Зенит-ЕТ» - малоформатный однообъективный зеркальный фотоаппарат с ручной установкой экспозиции и встроенным несопряженным селеновым экспонометром, выпускавшийся на Белорусском оптико-механическом объединении с 1982 по 1995 год. Так же в небольшом количестве был выпущен на Красногорском механическом заводе. Всего было изготовлено около 3 миллионов экземпляров.
Этот фотоаппарат компактный и удобный, с ручной фокусировкой, имеет литой алюминиевый корпус и фокальный шторно-щелевой затвор. Счетчик кадров механический, оснащен автоспуском (время срабатывания от 9 до 15 секунд). Имеется боковое гнездо под штатив и центральный синхроконтакт под вспышку. Часть камер «Зенит-ЕТ» выпускалась без механизма «прыгающей» диафрагмы, а часть – с этим механизмом. Соответственно камера комплектовалась объективами «Гелиос 44-2» и «Гелиос 44-М».
Увидеть фотоаппараты из фондов Музейного комплекса можно на различных тематических выставках в течении года.
Черненко А.Н.
Фотографии из фондов- Кобылина Н.И.
Список источников и используемой литературы:
1. Фонды Музейного комплекса
2. Суглоб В.П. 1200 фотоаппаратов из СССР: каталог- классификатор / Суглоб В.П., Кочергин С.Н., Шатерник Г.М.- Минск: Медиал, 2009. – 656С.
3. Сайт «Цифровой океан РФ». Электронная точка доступа -https://digitalocean.ru/n/kto-izobrel-fotoapparat
-
16.04.2025Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Музейный комплекс Нефтеюганска впервые в Государственном Эрмитаже.
-
Музейный комплекс Нефтеюганска впервые в Государственном Эрмитаже.
10 и 11 апреля 2025 года в Государственном Эрмитаже состоялся ежегодный XXIII Круглый стол «Музей и проблемы культурного туризма» (г. Санкт - Петербург), среди постоянных участников которого были сотрудники российских и зарубежных музеев, представители туристических фирм, преподаватели высших учебных заведений, представители средств массовой коммуникации и общественных объединений. XXIII Круглый стол вновь представил широкий спектр проблематики, освещаемые вопросы волнуют музейщиков и представителей высших учебных заведений.
Во время проведения круглого стола обсуждались актуальные вопросы, касающиеся работы музеев с посетителями, новые направления в развитии туризма, межмузейные проекты, а также традиционные и междисциплинарные специальные программы. Участники рассматривали перспективы сотрудничества музеев с туристическими организациями и сообществами гидов-переводчиков, а также другие темы, связанные с повесткой круглого стола. Основная тема, предложенная для обсуждения в 2025 году, звучала как «Разрешить нельзя запретить», и участникам было предложено самим расставить акценты в этом высказывании, добавив запятую.
По традиции пленарное заседание открыл генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. Приветствуя участников конференции, он отметил возрастающее значение культурного туризма в исполнении высокой миссии музеев: сохранения памяти и диалога культур.
Темы докладов коснулись новых возможностей развития культурного туризма, создания уникальных турпродуктов, музейных экспозиций и границ креативности, развития кадрового потенциала, интеграции музейной и туристической деятельности. Особое внимание было уделено обсуждению поиска новых форм работы с посетителями.
Доклад «Нефтеюганск – «Город, рожденный нефтью»: опыт и специфика работы Музейного комплекса в туристическом пространстве региона» представила сотрудница Музейного комплекса Чакрова Е.Е. В своем выступлении она обозначила, каким образом музей отвечает на вызовы современности, встраивается в динамику развития города, расширяет свои границы за пределы экспозиционных форм и предоставляет свои ресурсы для креативного самовыражения современного города, в том числе с учетом региональной специфики.
Она отметила, как всё чаще в Нефтеюганск приезжают люди, желающие познакомиться с историей появления молодых северных городов. Гости города знакомятся с памятниками и местными достопримечательностями в рамках пешеходных и автобусно-пешеходных маршрутов и, конечно, интересуются музейными экспозициями в структурных подразделениях Музейного комплекса.
Большой популярностью пользуются экскурсии по стационарным и временным выставкам Культурно-выставочного центра «Усть-Балык», а также пешеходные экскурсии по высокому берегу Юганской Оби. Данный доклад вошел в сборник материалов Круглого стола «Музей и проблемы культурного туризма».
По традиции мероприятие завершилось культурной программой для его участников – посещением экспозиций Эрмитажа и выставки «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» и поездкой в Тверь и Торжок.
Организаторы Круглого стола: https://vk.com/museum_tourism_hermitage?from=groups
#Музей86 #эрмитаж #культурныйтуризм2025 #УстьБалык
-
15.04.2025Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Загадки древних артефактов
-
Загадки древних артефактов
Котёл многоликий.
Котёл в культуре народов Севера Сибири - это не просто ёмкость для приготовления пищи. Он играет роль и жертвенного дара, и оберега, и вместилища богов и душ людей. В котле сосредоточена энергия жизни, с ним связаны ритуалы рождения и перерождения, а также культ Матери-Земли. Многогранность котла проявляется не только в религиозных практиках, но и в погребальных обрядах народов ханты и манси, а также ненцев.
Археологические находки на территории поселений Западной Сибири XIII–XVII веков свидетельствуют о том, что коренные жители использовали котлы не только для приготовления пищи, но и как ценное сырьё для местного бронзолитейного производства. Даже вышедшие из употребления котлы находили новое применение: их переплавляли и использовали для создания новых изделий.
Медная обрезь и обломки котлов были одними из самых распространённых находок на средневековых поселениях и городищах. Например, на городище Эмдер было обнаружено более 150 фрагментов котлов. При раскопках городка Монкысь Урий были найдены наконечники ножен, держатели фитиля, ритуальные наконечники стрел и другие артефакты, сделанные из старых медных котлов. Также было обнаружено блюдо, изготовленное из днища котла, и три корытца из медного листа подобно берестяным «куженькам».
Археологи утверждают, что существовала традиция использования старых медных котлов не только как сырья для бронзолитейного производства, но и как эквивалента в меновых операциях и ритуальных практиках. Среди артефактов можно встретить такую категорию находок, как намеренно нарубленные фрагменты медных котлов. Их размеры стандартны и не превышают 10×10 см. Возможно, это нашло отражение в лексике обских угров: у восточных хантов, например, слово «вах» используется в значении «металл» и «деньги».
Ещё одна интересная категория западносибирских находок - бронзовые отливки миниатюр котлов, обнаруженные в Верхнем Приобье и Прииртышье. Их назначение и семантика трактуются как амулеты-обереги и модели-заменители реальных бронзовых котлов как знака власти, родовитости и высокого социального статуса.
Когда мы сталкиваемся с вариантами использования котла, кроме прямого назначения, например, заваривания чая или приготовления пищи, нам не приходит в голову ничего другого. Но жители средневековой Югры смотрели на мир иначе. Для них сверхъестественное присутствие духов и существ было привычным делом. Важно было задобрить, угодить бестелесному окружению, при скудности средств, с помощью которых можно было влиять на духовную составляющую. Приходилось постоянно импровизировать.
Чтобы привлечь внимание «Небесного всадника» Мир-сусне-хума, требовалось как минимум четыре серебряные тарелочки с изображением солнца или всадника. Их выставляли на землю, чтобы конь Небесного всадника не касался грешной, грязной земли. Поскольку серебряные изделия не производились ни в Сибири, ни на Урале, их можно было заменить бронзовыми котлами в том же количестве.
В угорско-самодийской традиции котёл, который обычно используется для хранения и приготовления пищи, включая ритуальную, оказывается невероятно многоликим. Он упоминается в сохранившихся топонимических названиях и легендах ненцев, народов ханты и манси.
Котёл не только служит мерой объёма, но и становится мерой времени. Ему приписываются черты живого организма, в нём заключена энергия огня и энергия камня-железа.
Способность котла менять своё положение и состояние — пустой/наполненный, некипящий/кипящий, неперевернутый/перевернутый - проявляется в многообразной двойственности. Он становится фигурантом в комбинациях - противопоставлениях мир - вражда, своё - чужое, родство - свойство, рождение - смерть, богатство - бедность, счастье - беда.
Котёл символизирует единение рода (семьи) и источник силы рождения-оживления, он становится атрибутом шаманских камланий и границей-посредником между мирами.
Высокий мифоритуальный статус котла подчёркивается его небесным происхождением.
Гадание: Котел и поварешка в народных традициях
В культуре хантов и ненцев котел и поварешка играли важную роль в гаданиях о судьбе. В устье реки Ню-ролька находилось жертвенное место Cəвəркы-лат, куда девушки приносили дары, надеясь на скорое замужество. Там же проводился обряд выбора жениха: в котел с кипящей водой бросали жабу или лягушку, а когда она сваривалась и опускалась на дно, к костру присаживались юноша и девушка и пытались достать ее ложками. Если их ложки встречались, это считалось предвестником счастливого брака.
Брак и котел у селькупов
У селькупов котел также играл важную роль в процессе заключения браков. В медный котел с обмотанной тканью дужкой жених помещал дары - пушнину, ткань, одежду и бусы - для семьи невесты. Сват, взяв в одну руку посох, а в другую котел с подарками, отправлялся в чум невесты. Он молча ставил котел у ног отца избранницы, а невеста набрасывала на голову платок, после чего сват уходил. Если приданое не устраивало отца, младший брат невесты возвращал котел с дарами в чум сватов. Жених добавлял к дарам что-нибудь ценное, и «таскание котла» могло продолжаться несколько дней. Если отец невесты соглашался на брак, он оставлял котел в своем чуме.
Обращение с котлом
Существовало множество правил, касающихся обращения с котлом в повседневной жизни и его наследования. Например, считалось, что, если «невестка поест прямо из котла, начнется дождь или пурга». Появление трещины в котле воспринималось как предвестник распада семьи. В присутствии котла запрещалось произносить слова-проклятия.
В сказке северных хантов «О стариковой дочери» медный котел, полученный в дар от отца, спасает героиню от гибели, выступая своеобразным «рогом изобилия». Он возвращается со святилища наполненным до краев жирной пищей; обернувшись женскими нартами, привозит девушке новые меховые одежды и утварь; а превратившись в мужские нарты, доставляет к ней богатого жениха-оленевода. Подобный сказочный сюжет, когда котел награждает трудолюбивую девушку выгодным замужеством, а ленивую обрекает на голодную смерть, встречается и у ненцев.
Котел как хранитель дома
Котел выполнял и функцию охранника дома и его обитателей. У лесных ненцев и восточных хантов «котел - домашний дух, которому на дне непременно оставляли немного пищи». Аганские ханты, покидая жилище на долгое время, всегда ставили котел напротив входа, и только в доме, где находились русские иконы, «котел на часы можно было не ставить». Сажей котла мазали лицо «беззубого ребенка», чтобы защитить его от злых духов, когда его оставляли в жилище без присмотра взрослых.
Если котел «прохудился», его следовало отнести на кладбище и «оставить на могиле одного из покойных родственников, а у них взять целый (не продырявленный), тот, что лежит у могилы, поминальный».
В «Музее реки Обь» на экспозиции «Югорское наследие» представлен медный котел с дугообразной ручкой, изготовленный в первой половине XX в., и ранее бытовавший в семье народа ханты - Каюковых Лазаря Николаевича и Варвары Васильевны.
Использованная литература:
1. Кардаш О.В., Визгалов Г.П. Городок Монкысь урий: К истории населения Большого Югана в XVI–XVII веках (по результатам комплексного археологического исследования): В 2 т. Екатеринбург: Издательская группа Караван, 2015 Т. I: Археологические исследования.
2. Салымский край. Научно-художественное издание. Екатеринбург: Изд. «Тезис», 2000 г., 344 с.: ил.
3. Перевалова Е.В., Данилова Е.Н. Котел в культуре обских угров и самодийцев: Археологический артефакт и «живая» традиция // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2019. № 4 (47).
Научный сотрудник, хранитель коллекции археология Чебыкин В.Е.
-
10.04.2025Музей геологии, нефти и газа, г. Ханты-Мансийск Космическое путешествие
-
Космическое путешествие
14 апреля в Музее геологии, нефти и газа стартует новый захватывающий квест, посвященный Дню космонавтики, «Космическое путешествие».
X
Увлекательное приключение, полное загадок и интересных фактов о космосе.
Квест предлагает разнообразные активности, включая:
- встречи с инопланетными гостями;
- решение тайных посланий;
- интригующие загадки и кроссворды;
- космические лабиринты и множество других увлекательных заданий.
Это мероприятие станет отличной возможностью для семейного отдыха и развития командного духа. Участники смогут не только проверить свои навыки, но и узнать много нового о космосе и его тайнах.
Для получения дополнительной информации и бронирования мест звоните по телефону +7 3467 33-29-06. -
10.04.2025Музей геологии, нефти и газа, г. Ханты-Мансийск Музейное собрание продолжает пополняться
-
Музейное собрание продолжает пополняться
Пятое заседание экспертной фондово-закупочной комиссии открыло второй квартал текущего года. Членами комиссии проведена экспертиза историко-культурной ценности 58 предметов. По итогам заседания 11 единиц хранения принято в основной фонд, 45 единиц хранения в научно-вспомогательный фонд и 2 единицы хранения в сырьевой фонд музея.
С начала 2025 г. на заседаниях комиссии дана оценка 156 предметам музейного значения. Пополнились коллекции: «Геологическая коллекция», «Вещевая коллекция», «Фалеристика», «История техники», «Документы».
Более подробную информацию о предметах фондового собрания музея можно узнать на сайте Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации и на официальном сайте учреждения.
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?museumIds=2547
https://muzgeo.ru/museum%20fund/museum%20fund.php
-
10.04.2025Музей геологии, нефти и газа, г. Ханты-Мансийск «Звездам навстречу»
-
«Звездам навстречу»
В научной библиотеке Музея геологии, нефти и газа открылась новая выставка «Звездам навстречу», посвященная Дню космонавтики и двум значимым датам в истории освоения космоса: 90-летию со дня рождения выдающегося космонавта Германа Титова и 75-летию легендарного космодрома Байконур.
Выставка «Звездам навстречу» предлагает уникальную возможность погрузиться в увлекательный мир космоса. Посетители смогут увидеть экспонаты из музейного фонда и фонда научной библиотеки, которые расскажут о первых космонавтах, космических кораблях и значении космодрома Байконур в истории человечества.
Одним из центральных разделов выставки станет «Космонавт № 2», посвященный Герману Титову - самому молодому космонавту в истории, который совершил свой первый полет в 25 лет. Это был первый в истории суточный полет на корабле «Восток-2». Титов управлял кораблем вручную, ел и спал в невесомости, фотографировал Землю из космоса.
Раздел «Байконур – Вселенная» расскажет об истории создания и функционирования первого и крупнейшего в мире космодрома. Байконур стал стартовой площадкой для более 1500 запусков ракет и вывода на орбиту почти 2000 космических аппаратов, включая первый в мире туристический космический полёт.
Тематический раздел «Космос на службе народного хозяйства» продемонстрирует, как исследования космоса с помощью искусственных спутников способствуют развитию различных отраслей, включая геологию и картографию.
Специальный сервис Space Telescope Live позволит посетителям заглянуть в глубины Вселенной и увидеть изображения, полученные с телескопа «Хаббл».
А благодаря очкам VR посетители смогут вместе с настоящими космонавтами потренироваться в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина, прогуляться по космодрому и попробовать управлять ракетой.
X