Новости

Музей
9.06.2025
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск «Путешествие в мир камня. Флюорит – радуга, застывшая в камне»

«Путешествие в мир камня. Флюорит – радуга, застывшая в камне»

«Цвет волны во флюорите;
Голубой мы в нём увидим,
Как звезды далёкой свет.
Можешь верить, можешь - нет...»

Отрывок из стихотворения «Флюорит».
Автор - Ирина Полесская.

Флюорит - удивительный по красоте и богатству окраски камень, известен людям с незапамятных времен. Слово «флюорит» (в переводе с латинского – «течь») впервые появилось в книге «О природе ископаемых», написанной великим немецким ученым минералогом Георгом Агриколой в 1546 году. Второе наименование камня - плавиковый шпат, подчеркивает способность минерала ускорять процесс переплавки руды. А еще, за исключительно красивую расцветку и изящную форму кристаллов, флюорит называли «эрцблюме» - «рудный цветок».

Флюорит, представляющий собой соединение кальция с фтором, часто принимали за другие камни. И это неудивительно, ведь палитра цветов и оттенков этого минерала невероятно разнообразна, по этой причине его можно назвать окаменелой радугой. Флюорит может быть фиолетового, лилового, бирюзового, розового, красного, желтого, зеленого и даже черного цвета. Бывают и бесцветные кристаллы, которые представляют наибольшую ценность, так как их используют при изготовлении высококачественной оптической техники. Существуют полосчатые разновидности флюорита. Густо-синий, с лиловыми, белыми или желтыми полосками флюорит до истощения месторождения добывался в графстве Дербишир (Англия), из-за насыщенной окраски минерал прозвали «Синий Джон».

Флюорит – минерал очень хрупкий, у него имеется четыре направления, вдоль которых он легко раскалывается, поэтому чтобы не повредить его в процессе создания различных изделий, мастера предварительно пропитывали его смолой. В древнем мире минерал считался драгоценным камнем. Как свидетельствует Плиний, чаши и вазы из муррина (еще одно название флюорита) ценились практически на вес золота из-за их красоты - они скорее светились, чем сверкали, а переливы цвета делали их еще более необычными. Такой эффект удавалось достичь благодаря замечательному свойству камня - флюоресценции: под воздействием ультрафиолетового и другого коротковолнового излучения флюорит светится приятным фиолетовым цветом.

Если в древности флюорит применялся лишь как поделочный материал, то в XV веке, когда началось стремительное развитие горнодобывающей промышленности, этот минерал открылся с новой стороны. Было замечено, если вместе с рудой в плавку попадает флюорит, плавка идет быстрее, меньше требуется топлива, отходы легко отделяются от металла, текут легко.
В 1670 году была обнаружена еще одна особенность флюорита – смесь этого минерала и серной кислоты оставляет на стекле матовый след, который невозможно смыть. Таким образом была получена плавиковая кислота, которая находит широкое применение и в наше время. В частности, ее используют художники, протравливая рисунки на стекле.

Еще одно занимательное открытие было сделано немецким художником Шванхардом, заметившим, что если в сосуд из флюорита капнуть серную кислоту, то минерал выделяет едкий ядовитый газ – фтористый водород. В Средневековье это породило слухи о дьявольской сущности камня.

Самые большие месторождения «рудного цветка» находятся в Великобритании, Китае, США и Швейцарии. Небольшие месторождения встречаются в Австралии, Германии, Мексике, Намибии и Норвегии. Также много флюорита находится в России. Зелено-фиолетовый камень месторождения Калангуй - краса и гордость нашего Забайкалья. А в месторождении Абагайтуй, которое тоже находится в Забайкалье, флюорит сложен из попеременно чередующихся полосок: лиловая полоса сменяется серой или зеленой, затем снова идет лиловая.

В 2025 году в фонды Музейного комплекса была принята коллекция минералов, переданная в 1980-х гг. Управлением буровых работ, которым тогда руководил Александр Николаевич Филимонов. Среди образцов – флюориты, добытые на месторождениях Забайкалья: Абагайтуй, Улунтуйское, Кличкинское, Усугли, Солнечное и минерал с Вознесенского месторождения, расположенного в Приморском крае и считающегося крупнейшим в мире по залежам флюорита.
    

Хранитель коллекции «Минералогия»,
научный сотрудник - Безукладникова Е.А.

Фотографии из фондов - Кобылина Н.И.


Использованная литература и источники:

1)    Материалы из фондов Музейного комплекса
2)    Гулевская Л. Минералы: иллюстрированный путеводитель/ Лидия Гулевская. – М.: Эксмо, 2014. – 96 с.: ил. – (Занимательные энциклопедии)
3)    Камни и минералы. М.: ООО «Мир книги», 2000. -192 с.
4)    Орлова Н. Я познаю мир. Драгоценные камни.
5)    Журнал «Вокруг света». Электронная точка доступа - https://www.vokrugsveta.ru/articles/raduga-v-kamne-chto-nado-znat-o-cvetnom-minerale-flyuorite-id858835/


X
6.06.2025
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Койка из СССР

Койка из СССР

На экспозиции «Жилой дом. Интерьер 60-х гг. ХХ в.» Культурно-выставочного центра «Усть-Балык» демонстрируются два образца коек советского периода – взрослая полуторка и детская кровать. Посетители нашего музея могут воочию рассмотреть богатое убранство постелей прошлого века, оценить кружево подзоров и наволочек, сделанных руками наших старожилов…

Говорят музейные фонды…
рубрика «Нефтеюганский музей. Экспонаты онлайн».


Хочу советскую кровать,
Ту, где растянуты пружины…
Александр Большов


Одними из первых использовать кровати начали в Древнем Египте, а в Древнем Риме придумали делать кровати со спинкой в изголовье. Богато украшенная бронзовыми накладками, она назвалась «лектус». Кровать Древней Греции носила название «краббатионе», считается, что именно от этого слова и произошло название «кровать».

Учёные предполагают, что первые металлические кровати были изготовлены в эпоху железного века (около 1000 года до нашей эры) и представляли они собой железную, стоящую на нескольких опорах, раму высотой около полуметра. Само ложе было изготовлено из переплетённых крест-накрест прутьев. Так как металл стоил дорого, подобные кровати могли позволить себе только богатые люди.

Постепенно конструкция кровати стала более сложной и роскошно украшенной драгоценными камнями и слоновой костью, такими были кровати знатных особ Средневековья.

Постепенно у кровати стало уже две спинки, в ногах и в изголовье, а делать их стали из стальных сплавов что, в отличие от предыдущих железных, защищало от коррозии. В таком виде они просуществовали до начала двадцатого века.

Самой известной металлической кроватью того времени можно считать складную походную кровать императора Бонапарта Наполеона, на которой он провёл полжизни в многочисленных путешествиях и войнах, в том числе и с Россией в 1812 году.

В середине девятнадцатого века француз Делагль изобрёл пружинную (панцирную) сетку, что существенно улучшило качество сна. Была и ещё одна причина любви именно к металлическим кроватям, а не деревянным – это клопы. Они прекрасно существовали в деревянной мебели и были настоящим бедствием для людей независимо от их сословия. Клопы не выживали только в холодной металлической кровати, и это было спасением от бессонных ночей и покусанного тела.

Доступной все слоям населения металлическая кровать стала в период промышленной революции 1860-1890-х годов. Считается, что первая кровать с панцирной сеткой была изготовлена на фабрике металлических изделий акционерного общества М. Вешицкий, расположенной в Варшаве.

В России название «панцирная кровать» не прижилась, её сразу окрестили «койкой» по аналогии с корабельной кроватью. Ещё в восемнадцатом веке на флоте койкой называли подвесной гамак, служивший матросам постелью. Гамак, по сути своей, это сетка из верёвок и, когда в России появилась кровать с металлической сеткой, она сразу же стала ассоциироваться с койкой.

Койки царской России отличались от тех аскетических моделей, что стали выпускать позже, уже после революции. Это были массивные кровати с массой декоративных элементов. Вензеля, детали из никеля и хрома, бронза, спинки, украшенные шишечками разных форм и размеров. Такая койка была статусной, дорогой вещью и относились к ней соответственно. Застилали дорогим покрывалом, высокие ножки прятали под кружевным подзором, а подушки выкладывали горкой.

После октябрьской революции для рабочих и крестьян койки стали нужны в огромных количествах. Людей расселяли в коммуналки, массово строились больницы, казармы для Красной армии, общежития. Прочные и дешёвые, они стояли на дачах, в гостиницах, строительных вагончиках, турбазах, детских лагерях труда и отдыха. «После отбоя, только за пионервожатой закрывалась дверь, у нас начиналось веселье. Мы устраивали марафон по кроватям, перескакивая с одной на другую, а их стояло вдоль стен 35 штук. Главное, удачно приземлиться, иначе можно попасть на ребро кровати и сильно удариться о металл.»- вспоминает в своём рассказе Игорь из Корочанского района.
Конечно, внешний вид кровати стал более аскетичным, исчезли излишества в виде бесполезного декора, осталась простая конструкция, состоящая из двух спинок с ножками и рамы с натянутой на ней панцирной сеткой. Как дополнение к ней шли ватные матрасы, производство которых наладили в сжатые сроки. Со временем пружины растягивались, начинала болеть спина и под матрас клали доски. В итоге, к середине пятидесятых вся страна спала на подобных койках, поскрипывая пружинами. Популярность этого изделия длилась до середины восьмидесятых, пока не появились раскладные диваны-кровати, софы, кресло-кровати и новые кровати с деревянными спинками и пружинными блоками.

На экспозиции «Жилой дом. Интерьер 60-х гг. ХХ в.» Культурно-выставочного центра «Усть-Балык» демонстрируются два образца коек советского периода – взрослая полуторка и детская кровать. Посетители нашего музея могут воочию рассмотреть богатое убранство постелей прошлого века, оценить кружево подзоров и наволочек, сделанных руками наших старожилов.

Специалист по экспозиционной и выставочной деятельности
Ключникова И.Ю.

Использованная литература:
1.Материалы из фондов НГ МАУК «Музейный комплекс».
2.Сайт Catalog4u.ru, статья «Кровати из металла в СССР и причём тут панцирь». Точка доступа https://catalog4u.ru/blog-o-mebeli/mebelnye-tehnologii/krovati-iz-metalla-v-sssr-i-prichem-tut-pancir/
3.Сайт «Ярмарка мастеров», статья «История металлической кровати», точка доступа https://www.livemaster.ru/topic/86635-istoriya-metallicheskoj-krovati
4. Сайт «Белпресса», статья «Прочные и простецкие. Зачем современным белгородцам старые кровати с панцирными сетками», точка доступа https://www.belpressa.ru/society/dru

X
1.06.2025
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Халин Александр Андреевич. К 100-летию со дня рождения

Халин Александр Андреевич. К 100-летию со дня рождения

(01.06.1925-12.12.2016)

Халин Александр Андреевич родился 01.06.1925 года в деревне Квашнино Барабинского района, Новосибирской области.
В 1941 году по окончании 7 классов школы поступил в Барабинское железнодорожное училище. В августе 1943 года направлен в Новосибирское пехотное училище, затем в боевой батальон города Канска Красноярского края. Воевал полковым разведчиком в составе 939-го стрелкового полка 259 стрелковой дивизии.

Демобилизовавшись в 1948 году и окончив специализированные курсы, работал помощником бурильщика Барабинской буровой партии треста «Запсибнефтегеология». Затем продолжил трудовую деятельность в Борисовской, Кузбасской, Ново-Логиновской, Охтеурской нефтеразведках. В 1961 году Александр Андреевич приехал в Нефтеюганск для работы бурильщиком в Усть-Балыкской нефтеразведочной экспедиции, при его непосредственном участии были разведаны месторождения: Усть-Балыкское, Мамонтовское, Очимкинское, Средне-Балыкское, Мало-Балыкское, Северо-Пимское. В 1966 году, по окончании курсов по специальности, назначен буровым мастером.

Из воспоминаний А.А. Халина: «Первую нефть я увидел здесь (прим.-Усть-Балыкское месторождение) – через 13 лет поисков. А до этого искал ее в Барабинских степях, Хакасии, Кемеровской области, опять в Омской области, потом в Охтеурье...»
Вместе с экспедицией Александр Андреевич переехал в Новоаганск. Его бригада являлась одной из передовых по экспедиции и Главтюменьгеологии. В январе 1982 года становится мастером по сложным работам. В июне 1984 года он переведен в Западно-сибирский научно-исследовательский проектный институт города Тюмени, где работал технологом крепления скважин.

Александр Андреевич Халин вел активную общественную работу. С 1988 года являлся членом общественной организации «Ханты-Мансийское землячество «Югра», с 1997 года - членом Тюменской Областной Общественной Организации «Союз Создателей Тюменского Нефтегазового Комплекса», с марта 1992 года - заместителем председателя Совета ветеранов войны и труда геологов северных предприятий Тюменьгеологии.

За выдающиеся достижения  в повышении производительности труда, высоких скоростей  бурения скважин  А.А Халину в 1979 г. присуждена Государственная премия СССР. Награжден орденами Трудового Красного Знамени (1971), «Знак Почета» (1974), Ленина (1977), Отечественной  войны II степени (1985), медалями «За боевые заслуги» (1944), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945), «За трудовую доблесть» (1966), медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина (1970), «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири» (1982). Отмечен дипломом «Первооткрыватель месторождения» (1986, Покачевское). Почетный разведчик  недр (1981). Почетный гражданин Нижневартовского района (1998). Почетный гражданин Новоаганска (1996).

Источники:
1.    Материалы из фондов НГ МАУК «Музейный комплекс».
2.    Покорители земных недр: библиографический путеводитель о знаменитых нефтяниках ХМАО-Югры: МБУК «Городская библиотека», Центральная детская библиотека; составитель и оформитель Г.Р.Ибрагимова; редактор О.А. Ситай. – Нефтеюганск, 2017.- 40 с. – (из серии «В краю родном»)

Гониева Е.А.

X
29.05.2025
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Культовый радиоприемник СССР.

Культовый радиоприемник СССР.

Говорят музейные фонды.

Радиоприемник транзисторный, с возможностью переноски и автономной работой - «Океан 209», произведен на Минском радиозаводе «Горизонт» в 1976 году.

За внешний вид и высокое качество работы, приемнику сразу был присвоен государственный Знак качества. От других приемников отличался улучшенными параметрами (разделённые регуляторы тембра высоких и низких частот, стрелочный индикатор настройки, который помогал найти оптимальный сигнал, выходная мощность составляла 0,5 Ватт, что обеспечивало громкое звучание). Обладал более современным внешним видом.

Корпус из дерева коричневого цвета, на лицевой панели располагались регуляторы громкости и тембры высоких и низких частот. Слушать приемник можно было на длинных, средних и коротких ультразвуковых волнах.  Аппарат работал и от сети и от батареек, что делало его мобильным, кроме того, к нему можно было подключить магнитофон и записать программу. Цена такого прибора составляла 135 рублей, что делало его предметом роскоши.

Радиоприемнику был присвоен 2 класс по сложности по ГОСТу. Он сочетал в себе высокие показатели качества звука и надежности. Именно в линейке моделей «Океан» удалось достигнуть оптимальный баланс между стоимостью и функциональностью.

Приемник «Океан-209» выпускали и для экспорта в другие страны, продавали его заграницей под названием «Selena». Нужно отметить, что он имел популярность среди иностранцев.

Увидеть радиоприемник из Фондов Музейного комплекса вы можете на различных тематических выставках в течении года.

Черненко А.Н.
Фотографии – Кобылина Н.И.


Список источников и используемой литературы:
1.    Фонды музейного комплекса.
2.    Журнал «Радио» №10 1969 г.
3.    Журнал «Радио» №6 1977 г.
4.    Сайт «Live». Электронная точка доступа: https://www.ixbt.com/live/

X
28.05.2025
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск 29 мая - Всемирный день выдры

29 мая - Всемирный день выдры

Латинское название - Lutra lutra    
Класс – млекопитающие
Отряд – хищные
Семейство – куньи
Род – выдры

Ежегодно в последнюю среду мая отмечается Всемирный день выдры, учрежденный в целях повышения осведомленности о статусе сохранения этих животных, поскольку более половины всех существующих видов выдр классифицируются как находящиеся под угрозой исчезновения.

Выдры широко распространены в Евразии и Северо-Западной Африке, где предпочитают селится на речках с прозрачной водой, быстрым течением, каменистым руслом и берегами с большим количеством убежищ. За такое пристрастие к рекам выдру в народе прозвали поречня (или «порешня»). Встречается и другое название - водяная куница.

Выдра – это активный сильный зверь с гибким мускулистым торпедообразным телом, короткими лапами с перепонками между пальцами и мощным крепким хвостом. Шейка у выдр длинная, зато голова на ней непропорционально маленькая, сплющенная и узкая. Глаза посажены так, чтобы во время плавания вода в них попадала как можно реже - они направлены как будто вверх и вперёд. Маленькие ушки и нос во время нахождения под водой закрываются специальными клапанами, которые не пропускают жидкость внутрь. Мех настолько плотный, что, несмотря на постоянное нахождение выдры в воде, он совершенно не промокает.

Среди семейства куньих нет пловцов, равных выдрам. Под водой она может оставаться 3-4 минуты. На суше зверь чувствует себя хуже, особенно трудно ему двигаться по глубокому снегу, но избегать зимних прогулок все же не получается, поскольку в спячку выдра не ложится, а охотится необходимо. Бывают случаи, когда водоем промерзает до дна, и тогда выдре приходится отправляться на поиски другого. И проходит она ради достижения своей цели иногда до 20 километров за сутки! К счастью для животного, такие путешествия ему приходится совершать нечасто.

Выдра приспособилась ловко передвигаться по льду, для этого она разбегается, поджимает лапы и просто скользит на брюхе. Этот зверек любит кататься с гор: заберется на крутой берег, ляжет на живот и мчится вниз, радостно повизгивая от удовольствия. Съедет и снова полезет на горку. И опять мчится во весь дух.

Катание с гор животные устраивают и летом. Если найдут подходящий глинистый крутой склон – очистят его от корней, веток, палок – всего, что может помешать, проделывают желоб и несутся по нему прямо в воду! И в воде не успокаиваются - носятся друг за другом, устраивая «догонялки».

Водяную куницу можно назвать очень благожелательным животным. Она никогда не прогоняет со своих участков норок или ондатр, при необходимости отважно защищает свое потомство и, не раздумывая, бросается на выручку собратьям.

У выдры замечательное зрение, хорошее обоняние и слух, а также отличная память. Зверек запоминает каждый камешек и каждую корягу в своих владениях, замечает любое изменение в привычной обстановке. И это при том, что его охотничий участок далеко не маленький и представляет собой полосу примерно            100-метровой ширины, тянущуюся вдоль реки на расстояние от 2 до 6 километров! На таком участке у выдры располагается несколько нор. В одних она спит или отдыхает, в других – живет только во время выкармливания малышей. Эти гнезда сделаны особенно тщательно: вход спрятан под воду, вентиляционное отверстие ловко замаскировано в кустах.

Детеныши выдр появляются на свет слепыми и лишь через месяц-полтора открывают глаза. Пройдет еще немало времени, пока мать приведет их на берег и начнет учить плавать очень простым и действенным способом: возьмет за шиворот и швырнет в воду, - и выдрята, работая всеми четырьмя перепончатыми лапами, помогая себе длинным мускулистым хвостом, плывут. Затем мать обучает их нырять, ловить рыбу, в общем, всему, что необходимо в жизни.

Выдры обладают широким диапазоном издаваемых звуков: общаясь между собой, они гукают, верещат и тявкают, во время игры или удовольствия стрекочут, зовя сородичей - пищат (писк может быть слышен на расстоянии нескольких сотен метров), во время драки – громко кричат, а, испугавшись, шипят и фыркают. Готовясь к нападению, издают длинный и пронзительный вой, напоминающий мяуканье кошки. Прирученные человеком выдры могут выть специально для того, чтобы их покормили.

Это интересно! Выдры – очень сообразительные зверьки, которых достаточно просто приручить. В некоторых южных странах рыбаки используют их охотничьи навыки: выдры загоняют косяки рыб в сети.

Основная пища выдры - рыба, за которой она охотится с непревзойденным мастерством. Добычу подкарауливает с берега, с высоких камней или коряги. Заметив стаю рыб, бесшумно бросается в воду и врезается в середину косяка. На крупных быстрых рыб нападает снизу и хватает за брюхо, затем вытаскивает на берег.

Мелкую рыбёшку съедает прямо в воде, положив её себе на брюшко, как на стол. Ловит также раков, лягушек, может нападать на птенцов взрослых водоплавающих птиц, поедает и яйца. Охотится выдра почти целыми днями, так как пищи ей нужно много (немало энергии тратится из-за постоянного нахождения в прохладной воде и отсутствия жировой прослойки, которая бы сохраняла тепло).

Многие считали (да и сейчас еще кое-кто считает), что выдра поедает слишком много рыбы, нанося большой урон рыбному хозяйству. Одно время, это мнение было так распространено, что выдру старались уничтожить всеми способами, особенно в рыбных хозяйствах. И вдруг стали замечать: там, где исчезла выдра, и рыбы стало гораздо меньше. Оказалось, что и тут действует принцип «хищник-санитар»: уничтожая в первую очередь больных рыб, выдры не дают распространяться заразе, предупреждая заморы.

На сегодняшний день существуют программы по восстановлению популяций выдр в прежних местах обитания.
    

Безукладникова Е.А.
Фото – Кобылина Н.И.

X
27.05.2025
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Пишущая машинка «Башкирия».

Пишущая машинка «Башкирия».

В СССР частным лицам пишущие машинки продавались только в виде исключения – писателям, поэтам, учёным, переводчикам по специальному разрешению КГБ, как сейчас оружие. Владелец должен был тщательно следить за своей машинкой и не допускать к работе на ней посторонних лиц. Со всех пишущих машинок, находящихся в эксплуатации на территории нашей страны, были сняты образцы шрифта, это означало что при необходимости они могут быть опознаны за несколько минут.

Говорят музейные фонды…
рубрика «Нефтеюганский музей. Экспонаты онлайн».

Пишущая машинка «Башкирия».

Печатная машинка
Стучи, веди строку –
Весомо, без запинки,
По белому листу…
Сергей Ефимцев

23 июня - День рождения пишущей машинки. Её история началась в XVIII веке, когда британская королева Анна выдала патент Генри Миллю на этот пишущий агрегат, но он был крайне неудобным и очень дорогим в изготовлении и эксплуатации, потому не получил широкого применения.

В 1808 году Пеллегрино Тури сконструировал для своей ослепшей подруги графини де Фивиззоно аппарат для механического письма. Буквы на клавиатуре были объёмными, женщина подушечками пальцев распознавала нужную букву и нажимала на рычаг, а оттиск на бумаге получался благодаря дополнительному листу, покрытому сажей – прообразу современной копирки. Эта пишущая машинка, в отличие от всех предыдущих моделей, получилась удобной.

В 1830 году пастор Моллинг Хастер из Дании придумал свой вариант подобной машинки, но она вышла не очень удачной, однако это не помешало пастору подарить один из авторских экземпляров Фридриху Ницше.

В 1868 году американец Кристофер Шоулз запатентовал первую коммерчески – успешную пишущую машинку и продал её фирме Ремингтон. Модель получилась настолько удачной, что уже 1 марта 1873 года фирмой были заключены контракты на изготовление первой партии в 1000 экземпляров. Именно на Ремингтоне Марк Твен напечатал своего «Тома Сойера». На рабочем столе Льва Толстого тоже стоял Ремингтон.

В этом же 1868 году тоже американец Франц Вагнер создал вечного конкурента Ремингтона – машинку Ундервуд (по фамилии Джона Ундервуда, которому Вагнер продал права на своё изделие). Именно на такой машинке предпочитал набирать свои стихи поэт Владимир Маяковский.

В дореволюционной России пишущие машинки использовались, но не производились. Их можно было свободно купить или заказать по почте. Пользовались ими люди разных сословий, так отречение от престола Николай II сам напечатал на одной из машинок своей канцелярии в поезде под Псковом.

Производство пишущих машинок в России началось только в 30-е годы прошлого столетия. Сначала наладили выпуск в Казани, затем построили заводы в Ленинграде и Уфе.

Уфимский завод берёт своё начало с небольшого кустарного производства, расположенного на месте бывшей пивной. В 1927 году слесарь Фёдор Половянюк, человек с золотыми руками, решил открыть своё дело. Перед этим он долгое время занимался ремонтом иностранных машинок и изготавливал любые необходимые для замены детали. При поддержке властей Половянюк в своих слесарных мастерских наладил производство копий американских Ундервудов, впоследствии это производство переросло в завод «Пишмаш». Поначалу пришлось очень непросто – поскольку в Уфе не было металлургической промышленности, сталь и чугун завозили по железной дороге. Первую советскую машинку, собранную в Уфе, гордо назвали «Образцовой». Так как механизм машинки был очень простым, а сборка несмотря на то, что полный комплект состоял из порядка 1500 деталей, была очень нехитрой, то к её производству привлекли беспризорников. В 1931 году было собрано всего 8 машин, в 1934 – 144 штуки. В 1940 году уфимцы разработали модель, печатающую на трёх языках – русском, башкирском и татарском. Весной 1941 года Наркомат торговли СССР выдал заводу свидетельство, что позволяло экспортировать продукцию за рубеж.

«Башкирия» отличалась большими размерами, ширина каретки была рассчитана под лист формата А3. Так как сделана она из чугуна и стали, вес около 20 килограммов. Клавиши, в отличие от других моделей, полые, символы сверху защищены стеклом от истирания. Кроме большого веса, «Башкирия» имела только один небольшой недостаток – не очень чёткую печать, но это перекрывалось её надёжностью и стабильностью в работе, большим запасом прочности.

В 1961 году на уфимском заводе была выпущена юбилейная 100-тысячная машинка, в 70-е годы появилась новая машинка «Уфа-М» и портативная модель под названием «Агидель».

Со временем в стране пишущих машинок стало великое множество – канцелярские, стенографические, бухгалтерские, для письма формул, для незрячих… На предприятиях были специальные машинописные бюро, а печатали в основном женщины. Тогда же и появилась профессия машинистки. Профессия именовалась именно «машинистка», так писали даже в дипломах мужчин, закончивших курсы машинописи. Это было сделано для того, чтобы не путать с машинистами железнодорожного транспорта. А профессия эта в советские годы была довольно популярной, хотя работать машинисткой было не так и просто. Грамотность, внимательность, концентрация, здоровые руки и спина – вот далеко не полный перечень необходимых качеств специалиста этой профессии. Профессиональная машинистка печатала всеми десятью пальцами, часто слепым способом. Скорость печати по второй категории была 200 ударов в минуту, а для первой обычно 300.

В СССР частным лицам пишущие машинки продавались только в виде исключения – писателям, поэтам, учёным, переводчикам по специальному разрешению КГБ, как сейчас оружие. Владелец должен был тщательно следить за своей машинкой и не допускать к работе на ней посторонних лиц. Со всех пишущих машинок, находящихся в эксплуатации на территории нашей страны, были сняты образцы шрифта, это означало что при необходимости они могут быть опознаны за несколько минут.

В настоящее время пишущие машинки практически вышли из употребления, на замену пришли компьютеры в паре с принтерами.

На выставке «Город, рождённый нефтью» Культурно-выставочного центра «Усть-Балык» посетители могут поближе познакомиться с таким экспонатом – пишущей машинкой «Башкирия», сделанной в середине прошлого века.

Специалист по экспозиционной и выставочной деятельности
Ключникова И.Ю.

Использованная литература:
1.Материалы из фондов НГ МАУК «Музейный комплекс».
2.Статья «История на кончиках пальцев», код доступа https://strana-rosatom.ru/2023/05/08/istoriya-na-konchikah-palcev-pishushhie/
3.Статья «Под клавиш стук», автор Анна Черкашина. код доступа https://www.belpressa.ru/society/drugoe/44461.html#
4.Сайт Музея истории высшего педагогического образования Кузбасса. Статья «Канцелярская пишущая машинка», автор Д.А. Семёнов. Код доступа https://museum.khpi.ru/news/7

X
23.05.2025
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Проводы учебного года на Усть-Балыке

Проводы учебного года на Усть-Балыке

Ученики начальных классов 9-й и 10-й школ Нефтеюганска радость последнего звонка закрепили походом в Культурно-выставочный центр «Усть-Балык».

В рамках программы «Культура для школьников» сотрудники музея провели счастливым школьникам познавательные экскурсии, познакомили с историческим местом Нефтеюганска, рассказали о том, как появился родной город и о людях, которые стояли у истоков его зарождения. Показали экспозицию «Город, рожденный нефтью», раскрыли важные факты про нефть.

Путешествие в музейный мир стало интересным приключением для школьников под конец учебного года.

Сотрудники музея поздравили ребят с завершением учебного года и пожелали отличных летних каникул!

Пролетел учебный год,
Много было в нем хлопот,
Вы старались, не ленились,
Как могли, так и учились.

Ждет вас лето впереди,
Сил набраться все должны,
Чтобы с новым вдохновением
В сентябре прийти к учениям!

X
19.05.2025
Эколого-этнографический музей Библиотечно-музейного центра, г. Радужный Герои в гостях у Ночи музеев

Герои в гостях у Ночи музеев

17 мая  Эколого-этнографический музей принял участие в ежегодной Всероссийской акции «Ночь музеев» с темой «Герои». В связи с проходящим в помещениях музея ремонтом мероприятие прошло в Центральной библиотеке БУК «Библиотечно-музейный центр» города Радужный. Сотрудники музея и волонтёры своими силами подготовили интересную и содержательную программу. Каждый, кто решил провести субботний вечер в музее активно и познавательно, нашёл себе дело по душе.

На торжественном открытии акции, в котором приняли участие юные вокалисты группы «Квинтоль» средней школы №6 и студии «Соло» ДК «Нефтяник», с приветственным словом выступил ветеран специальной военной операции Александр Топчиенко. Приняли участие в акции ещё два ветерана специальной военной операции: Сергей Митрошин и Ринат Тагирзянов, а так же члены семей военнослужащих.

После открытия акции стартовала серия мастер-классов, организованная сотрудниками музея: «Символ мира», «Памятный сувенир» и «Бумажный истребитель».
Не менее яркой была работа интерактивно-творческих платформ. На площадке под названием "И песня тоже воевала" дети и взрослые в игровой манере знакомились вместе с ведущим с историей песенного творчества военных и послевоенных лет, угадывали мелодии, авторов песен, обстоятельства написания шедевров и, конечно дружно, подпевали старому музейному патефону.

«Великая Отечественная - события», так называлась программа, проводившаяся возле выставки «Осколки». Юные участники мероприятия не только познакомились с основными событиями Великой Отечественной войны, но и могли посостязаться в ловкости с использование простейшего инвентаря.

Программа «Герои России моей» затронула серьёзные вопросы воспитания патриотизма, в лёгком игровом ключе дети и родители узнали много нового о, казалось бы, известных с детства вещах: истории, культуры России и Югры, славных именах героев нашей страны разных лет.

Весь вечер работала большая фотозона «Победный май». Участники акции могли познакомиться с двумя, Книгами Памяти: Ветеранов Великой Отечественной войны Радужного и Участников Специальной военной операции.

X
17.05.2025
Музейно-выставочный центр, г. Когалым Ночь Музеев 2025 в Когалыме

Ночь Музеев 2025 в Когалыме

17 мая 2025 года в рамках ежегодной Всероссийской акции «Ночь музеев» Музейно-выставочный центр и Культурно-выставочный центр Русского музея приглашают всех желающих на встречу с искусством и культурой!

Вас ждёт увлекательный «Музейный квест», необычные и интересные мастер-классы от когалымских мастериц, квесты, интерактивные игры и многое другое!

Спешите записаться и узнать подробности по телефонам:
2-88-58 (Музейно-выставочный центр, ул. Дружбы Народов, 40)
6-57-00 (КВЦ Русского музея, ул. Югорская, 30)

X
17.05.2025
Государственный художественный музей, г. Ханты-Мансийск Ночь Музеев 2025 в Государственном художественном музее

Ночь Музеев 2025 в Государственном художественном музее

Государственный художественный музей традиционно присоединяется к Всероссийской культурно-просветительской акции «Ночь в музее».

Гостей мероприятия 17 мая с 19.00. до 23.00. ожидает обширная программа.

Интерактивные площадки «Старый патефон», «Лента времени» и «Наследие Победы» погрузят в атмосферу военного времени. Посетители познакомятся с произведениями искусства, посвященными теме Великой Отечественной войны, и послушают песни военных лет. Можно будет принять участие в акции «Письмо солдату» и попробовать себя в рисовальном классе «Военный натюрморт». Еще одним местом притяжения посетителей станет акция «Окна РОСТА», в ходе которой каждый гость сможет внести свой вклад в «ленту времени».

Интерактивная площадка «Сбор ХМ» познакомит с деятельностью местной общественной организации помощи военным «Сбор ХМ». На площадке мы увидим образцы одежды, которую шьют мастерицы Швейного батальона, создадим под их чутким наставничеством сувениры для наших бойцов, напишем им письма и открытки.

В арт-кафе музея волонтёры СборХМ угостят гостей Ночи музеев своими кулинарными шедеврами. Все средства, вырученные на площадке, будут направлены на нужды участников специальной военной операции.

Для ценителей музыки и кинематографа состоится демонстрация фильма «1812» эпохи «великого немого» в сопровождении талантливого пианиста Алексея Коржова, члена Международного Союза композиторов XXI века. Алексей Коржов – наш давний друг, и его музыкальные импровизации не раз звучали в музейных стенах, в том числе «озвучивая» немое кино. Фильм «1812» был снят в 1912 году к юбилею Отечественной войны 1812 года. Режиссер Василий Гончаров в работе над известными эпизодами вдохновлялся картинами знаменитого художника-баталиста Василия Верещагина. И самое интересное в фильме – документальные кадры в финале. Мы увидим двоих очевидцев Бородинского сражения!

Музыкальный диапазон этим вечером очень широк – песни от ВИА «Дивертисмент» (г. Советский), зажигательные концертные номера ансамбля русской песни «Млада», выступления юных танцоров в программе «Ребята с нашего двора».

Специально для младших гостей музея подготовлена тематическая интерактивная площадка «Кукольные истории», где юных посетителей ждут разнообразные куклы и сеанс теневого театра «О чем мечтают осьминожки».
В ходе этого вечера состоится презентация выставки «Истории, рассказанные куклами». Посетители выставки смогут встретиться с трогательными и выразительными кукольными персонажами из любимых спектаклей Ханты-Мансийского театра кукол – «Маленькие истории о любви», «Кабо-Верде», «Наши сказки»; полюбоваться замечательно выполненными работами учащихся художественного отделения колледжа-интерната «Центр искусств для одаренных детей Севера» – Буратино, Рыцарь, Фрекен Бок и многие другие; удивиться кукольному разнообразию Индии, Японии, Камбоджи. Экспозицию дополнят эскизы главного художника Ханты-Мансийского театра кукол Лилии Жамалетдиновой.

На протяжении всего вечера будут проводиться мастер-классы, а желающим узнать что-то новое предложат тематические экскурсии.

Творческие программы, связанные с Годом защитника Отечества и с 80-летием Победы в Великой Отечественной войне, пройдут и в филиале «Галерея-мастерская художника Г.С. Райшева» - с 14.00 до 19.00.
Сотрудники Галереи-мастерской приглашают жителей и гостей Ханты-Мансийска на дневную культурную программу «Победный Май» с интерактивно-познавательными площадками «Пространство Сибири», «Маленькие герои большой войны», «Художники Арктики», «Мастерская художника ХХ века» и «Обозревающий Землю».

А главным местом притяжения станет тематическая площадка «#ПОБЕДА80», где будут проходить кураторские экскурсии по выставке «Геннадий Райшев. Память войны», творческий мастер-класс «Письмо Герою» и историческая интеллектуальная игра «Великая Победа».

X
Поздравляем! Вы успешно подписаны на рассылку новых событий.