Новости

Музей
2.09.2025
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Праздник первой улицы в Нефтеюганске

Праздник первой улицы в Нефтеюганске

Ежегодно в последнюю субботу лета на высоком берегу Юганской Оби проходит Праздник первой улицы, который организует Музейный комплекс совместно с Обществом старожилов Нефтеюганска. Это событийное музейное мероприятие посвящено истории появления Нефтеюганска и чествованию людей, стоявших у истоков его становления.

В 2025 году Праздник первой улицы проходил уже в 15-й раз. Традиционно, почетными гостями праздника стали старожилы города, чьими руками ковалась история северного города Нефтеюганска. Их приветствовал глава города Юрий Чекунов и другие представители городской власти. От Общества старожилов выступил почетный гражданин Нефтеюганска, первопроходец Усть-Балыка Валентин Анатольевич Рымаренко. Он прочитал стихи Евгения Евгеньевича Петропавловского – поэта, композитора, Почетного гражданина Нефтеюганска – который всю жизнь воспевал родной край.

<…> Недра и космос народу подарены,

Чтоб эти факторы слить на века,

Названа в честь космонавта Гагарина

Первая улица Усть-Балыка.

Раньше её окружали болота,

Топи, тайга. Всё иначе сейчас.

Скверы, дворцы, куполов позолота

Великолепием радует глаз. <…>

Три музейный домика на берегу, как памятники исторического прошлого Нефтеюганска, принарядились к празднику флажками, лентами и ромашками – российским символом семьи. Были организованы тематические фотозоны и представлена выставка «Первая улица» с фотографиями и воспоминаниями первопоселенцев Усть-Балыка.

Выставка-конкурс «Дары земли нефтеюганской» в очередной раз стала центром притяжения гостей, где, помимо демонстрации выращенного урожая и поделок из него, можно было продегустировать блюда и напитки, приготовленные заботливыми руками наших старожилов.

 Самые маленькие участвовали в спортивных состязаниях и творческих мастер-классах, рисовали с натуры живописный берег, а также сами становились объектом для яркого аква-грима. И.о. директора Музейного комплекса Нефтеюганска Наталья Зайковская наградила победителей праздничного шахматного турнира, организованного к Празднику первой улицы Федерацией шахмат города Нефтеюганска.  

Отдельный блок праздника был посвящен нефтеюганским семьям, которые однажды приехав на север, остались навсегда. На сценической площадке у ротонды «Город, рожденный нефтью» чествовали семейные пары молодожёнов, а также супружеские пары, которые отметили крупные круглые даты совместной жизни. Парад нефтеюганских семей прошёлся по Аллее первопроходцев, Аллее новобрачных к памятнику Петру и Февронии Муромским – символам любви и верности в нашей стране. Свадебное шествие сопровождали дети, белые шары и лирическая музыка.

На протяжении всего дня перед гостями праздника выступали творческие коллективы города: «Образцовый художественный коллектив» студии хореографии «АнтрЕ», вокальный ансамбль казачьей песни «Раздолье», оркестр русских народных инструментов «Самоцвет Сибири», клуб бардовской песни «Дорога», вокальный коллектив «Вишнёвый стиль», «Образцовый коллектив» студии вокала «Аура», а также очаровательные дарования «Заслуженного коллектива народного творчества» вокального ансамбля «Родная песня». Нефтеюганский певец и композитор Олег Агеев исполнил песню собственного сочинения «Родной Нефтеюганск». Завершился праздник выступлением молодежных коллективов.

Настоящим украшением праздника стала площадка «Город мастеров» – где местные умельцы представляли плоды своего прикладного творчества.

Участникам и гостям праздника благоволила прекрасная погода и даже небольшой дождь не стал большим препятствием для продолжения торжества.

Итогом праздника стал большой фотоальбом на память. Ищите, отмечайте себя во ВКонтакте по ссылке >>  https://vk.com/album-57833931_308429612 /

 

Научный сотрудник Е.П. Белая

Фото – НГ МАУК «Музейный комплекс»

 


X
2.09.2025
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Загадки древних артефактов

Загадки древних артефактов

Собачьи нарты или тоска по утраченным умениям.
То же, что и лодка летом, то зимой для салымского остяка собачья нарта. На нартах в течение зимы женщины и подростки везут из леса дрова и на таких же, только несколько больших размеров, нартах мужчины завозят в урман запас для себя и для собак и доставляют оттуда добычу. Чрезвычайно лёгкие, они в то же время способны поднять груз в 400 кг и больше. Вообще по целесообразности и продуманности деталей собачья нарта одна из лучших вещей остяцкого обихода. В верховьях Салыма делают их хорошо, лучше, чем на Конде и по Иртышу. По величине различают большие и малые «атте-амп-отот» и «чачеке-амп-отот».
При постройке нарты совершенно не употребляется железо: отдельные части связываются между собой решётками и черёмуховой саргой, которую перед употреблением вымачивают в тёплой воде. Собаки числом до 6 и более припрягаются лямками к черёмуховому барану, который благодаря приданому выгибу пружинит как лук, натянутый тетивой, его так и зовут «самоедским луком» - «йоры-йогот». Управляют нартой при помощи одной оглобли, идя на лыжах рядом с собаками. Собачья лямка – простая петля, которая и лежит своим продолжением на спине, где она поддерживается верёвкой, идущей через спину и живот собаки. Все виденные нами лямки были сделаны из старой мережи от неводов и подбиты заячьей шкурой, чтобы не натирать кожи. Сравнительно небольшая скорость движения позволяет не обувать собак, как это делают на севере.
В низовьях Салыма и Оби собачья нарта послужила прототипом для конной нарты, но она соответственно была грубее сработана.

Научный сотрудник, хранитель коллекции «Археология»
Чебыкин В.Е.

Используемая литература:
1. Шульц Л.Р. Салымские остяки. (Из материалов к этнографии южных остяков) // Записки Тюменского общества научного изучения местного края. 1924. Вып. L С. 166-200.

X
26.08.2025
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск День флага на Усть-Балыке

День флага на Усть-Балыке

В культурно-выставочном центре «Усть-Балык» 22 августа прошло музейно-просветительское мероприятие "Флаг моей страны", участниками которого стали подопечные отдела занятости и профориентационной работы Центра молодёжных инициатив г. Нефтеюганска.

Методист музея Зиля Серебренникова провела видеолекторий по истории российского флага, а затем интерактивную игру "Правда или ложь", где ребята подтверждали или опровергали исторические, географические и прочие интересные факты о России. Три команды - белые, синие и красные - за правильные ответы выкладывали фишки соответствующих цветов (роль которых исполняли "добрые крышечки") на импровизированном триколоре. По завершению игры, впереди оказалась команда белых, второе место у красных. Но, конечно же, победила дружба и гордость за наш триколор.

В рамках цикла мероприятий Всероссийской акции «Цвета Родины» работники культурно-выставочного центра также раздавали ленточки участникам музейно-просветительского мероприятия и тем, кто присоединился к ним, прогуливаясь по живописному высокому берегу Юганской Оби – историческому месту Нефтеюганска.

Также на ротонде "Город, рожденный нефтью" прошла акция «Символ народа» – фотографирование с триколором на фоне исторической достопримечательности. Елена Белая - научный сотрудник Музейного комплекса Нефтеюганска - рассказала, почему местом для проведения акции стало это место. Ведь именно сюда, на высокий берег Юганской Оби, 64 года назад высадился первый геологоразведочный десант в поисках нефти. Геологи-первооткрыватели Усть-Балыка (Усть-Балык - первое название Нефтеюганска) на этом месте сначала разбили палаточный городок, затем построили первые жилые дома. С этого места начинает свое развитие наш Нефтеюганск. Одна из главных достопримечательностей города - белоснежная ротонда - установлена здесь в честь первопроходцев.

Примечательно, что к патриотической акции присоединились и прохожие, среди которых были маленькие дети и представители среднего возраста.
Таким образом, получилось, что участниками акции стало сразу несколько поколений нефтеюганцев – неравнодушных патриотичных людей, объединяет которых не только любовь к городу и России в целом, но и бело-сине-красный триколор родной страны.
Особо подчеркнём, что все мероприятия проводились с рекомендуемым музыкальным сопровождением – композицией «Флаг» ансамбля русской песни «Бабкины Внуки».

Научный сотрудник Елена Белая

X
25.08.2025
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Загадки древних артефактов. Колтошиха.

Загадки древних артефактов. Колтошиха.

Опытный экскурсант не сразу заметит этот экспонат, не смотря на его внушительные размеры. Уютно расположившись под лабазом, он не при-влекал к себе внимания, пока не наступила пора ремонта экспозиции «Югорское наследие».

    Временно перемещённый и таким образом лишённый своего при-вычного антуража предмет стал вызывать вопросы о своём предназначении. Кто-то предположил, что это «казан» для готовки плова. Ответ как всегда был получен, откуда не ждали.  В путевом дневнике издания «Поездка в Салымский край» 1911 года имеется информация об устройстве юрт Сивохребтовых: «…Самые юрты довольно значительны, состоят из 9 домов и многих амбаров. Пятистенные дома построены на русский лад; в них мы находим обстановку так же подобную крестьянской. Чувалов нет, вместо них русские печи. Но хлеб всё-таки пекут во дворе в маленьких глиняных печках. Тут же обыкновенно и находится большой железный котёл-колтошиха, вмазанный в особую печку и служащий для варки корма собакам и вытапливания рыбьего жира».

Со слов очевидцев процедура эта крайне неприятная для человека не подготовленного, потому, что жир вытапливается из полуразложившихся остатков рыбы и соответственно сопровождается отвратительным запахом, который пропитывает всё вокруг.  Этот же запах сохраняет и конечный продукт переработки, собственно жир, как важный компонент питания остяка. Так формируется тот всем известный «остяцкий дух», который пронизывает все жилища коренного населения и который невозможно выветрить из-за гнуса.

Тем не менее, изба зажиточного остяка  содержится в относительно исправном состоянии.  Стол и полки, а также пол выскабливаются дочиста. Только нары, либо деревянная кровать с наваленными на них шкурами производят неприятное впечатление.

Список литературы:
1.    Белич И.В., Козин В.В. Городков Борис Николаевич // Ямал: энциклопедия Ямало-Ненецкого автономного округа. – Салехард; Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2004. – Т. 1. – С. 240–241.
2.    Городков Б.Н. Поездка в Салымский край // ЕТГМ. – 1913. – Вып. 21. – С. 1–100.

Научный сотрудник, хранитель коллекции «Археология»
Чебыкин В.Е.

X
21.08.2025
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Мужская шляпа. История.

Мужская шляпа. История.


Говорят музейные фонды…
рубрика «Нефтеюганский музей. Экспонаты онлайн».


И на великом короле, и на сатрапе,
И на арапе, и на Римском Папе —
На ком угодно шляпы хороши!
Так согласитесь, наконец, что дело в шляпе,
Но не для головы, а для души.
Владимир Высоцкий


Когда появились первые шляпы, никто не знает. В первобытном обществе для защиты головы от дождя, ветра или жгучего солнца использовались листья деревьев или куски шкур.

В Древнем Египте мужчины носили специальные платки, которые кроме защитной функции показывали статус владельца. Простолюдины, а уж тем более рабы, имели право на ношение только парика.

Древние греки пользовались войлочными шляпами в виде конуса, позднее появились украшенные султанами из перьев бронзовые шлемы и шляпа-прообраз современного канотье.

В 18 веке, благодаря французам и испанцам, появилась треуголка, сначала она стала частью военной униформы, а затем вошла и в гражданский гардероб. В сериале «Пираты Карибского моря» Джек Воробей с этой треуголкой не расставался. У нас в России моду на такие шляпы завёл Пётр I, когда «прорубил окно в Европу». Позднее треуголки сменила шляпа с двумя полями, как у Наполеона Бонапарта.

Чуть позднее появился цилиндр, который с конца 18 до середины 19 века очень быстро стал популярен во всём мире. Английские полицейские использовали специальные уплотнённые модели для защиты от нападений. У цилиндра был один существенный минус – это его размер, поэтому очень быстро придумали складную версию – шапокляк. Эту складывающуюся гармошкой шляпу уже без проблем можно было убрать на хранение в шкаф или без опаски сдать в гардероб. Такую шляпку, именно в сложенном виде, носила вредная старушка из советского мультфильма, и звали её, соответственно, Шапокляк.

В 1848 году братья Болер изобрели новую модель – котелок, который моментально стал суперпопулярным, вытеснив как аристократический цилиндр, так и шапокляк. Это первая демократическая модель мужской шляпы, его носили представители всех сословий, от политиков и банкиров до простых рабочих. Котелок обожал Уинстон Черчиль, да и сценический образ великого актёра Чарли Чаплина без этой шляпы тоже невозможно представить.

Следующие модели:
– трилби, шляпа Френка Синатры. Её приплюснутая тулья (верхняя часть) и небольшие поля позволяли владельцу свободно садиться в автомобиль;
– федора, разновидность трилби, которую мужчины позаимствовали у женщин;
– канотье, соломенная «шляпа для веселья»;
– борсалино, после выхода фильма «Крёстный отец» с Аль Капоне эта модель стала считаться головным убором мафии.

Первая мировая война и последовавшая за нею революция внесли серьёзные изменения в моду. Большинство мужского населения отказываются от щляп и переходят на кепки-восьмиклинки, а в России небывалую популярность обрели картузы, которые носили практически все мужчины независимо от возраста и сословия.

Шляпа как важный атрибут или даже отдельный персонаж достаточно часто встречается в литературных произведениях. Детская литература СССР – «Живая шляпа» Николая Носова. Серия «Гарри Поттер» писательницы Джоан Роулинг – Распределяющая шляпа, от решения которой зависело очень многое в судьбе ребёнка. «Алиса в стране чудес» Льюиса Керрола, где один из главных персонажей как раз Безумный Шляпник. Причём сумасшествие персонажа не случайно, ведь в жизни при изготовлении фетра использовали ртуть, а этот металл вызывает у человека слабоумие и потерю памяти.

Очень занятна история появления ковбойской шляпы, этого всемирно известного символа США. Она появилась благодаря сыну шляпника Джону Баттерсону Стетсену. Джон решил из добываемых на охоте шкурок бобра изготовить новый вид фетра и это получилось. В отличие от традиционного фетра, с которым работал его отец, новый материал был более мягок, упруг и послушен. Новая шляпа не боялась ни дождя, ни ветра, ею можно помахать для раздувания костра, она не потеряет форму даже после того, как послужит подушкой при ночевке на природе. Первую экспериментальную шляпу купили друзья Джона за пять долларов, это была очень хорошая цена. Шляпой, которую можно носить в любую погоду и она будет выглядеть как новая, заинтересовались ковбои и поток заказов так вырос, что Стетсон открыл мини-фабрику, которая уже через год превратилась в серьёзное производство. Спустя несколько лет над изготовлением этого аксессуара, без которого современный образ ковбоя просто немыслим, трудилось уже четыре тысячи работников.

Мода циклична, и история шляпы ещё раз подтверждает это. Ещё лет тридцать – сорок назад мужчины, особенно на руководящих постах, повсеместно носили шляпы, но постепенно их сменили бейсболки, ушанки и вязаные модели. Сейчас классические мужские шляпы, хотя и не так распространены, как в прошлом, но остаются стильным аксессуаром, подчёркивающим индивидуальность.

На выставке «Город, рождённый нефтью» Культурно-выставочного центра «Усть-Балык» посетители могут поближе познакомиться с несколькими экземплярами классических советских шляп, когда-то принадлежащих руководителям нашего города.

Специалист по экспозиционной и выставочной деятельности
Ключникова И.Ю.

Использованная литература:
1.Материалы из фондов НГ МАУК «Музейный комплекс».
2.Блог «Albione – Стиль», статья «История одной детали». Точка доступа https://albione.ru/blog/style/istoriya-odnoy-detali-kak-poyavilas-shlyapa/#:~:text=%D0%A8%D0%BB%D1%8F%D0%BF%D0%B0%20%E2%80%93%20%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D0%B9%20%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D1%83%D0%B1%D0%BE%D1%80%2C%20%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B%D0%B9,%D0%91%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BE
3.Сайт «Olmatex», статья «Как появились шляпы». Точка доступа https://olmatex.com/news/kak-poyavilis-shlyapy
4.Сайт «Ottis», статья «История головных уборов». Точка доступа  https://ottys.ru/blog/istoriya-golovnyh-uborov/
5.Сайт «Hats», статья «История создания шляп Стетсон». Точка доступа https://hats.ru/blog/istoriya-sozdaniya-shlyap-stetson-stetson

X
20.08.2025
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск 20 августа - Всемирный день комара

20 августа - Всемирный день комара

20 августа, ежегодно, начиная с 1930 года, отмечается необычный праздник - Всемирный день комара. Проводится он не для чествования этого весьма нелюбимого людьми насекомого, как можно изначально подумать. Цель его проведения - распространение информации о мерах защиты от укусов комарами и способах борьбы с ними, привлечение внимания населения к проблеме малярии, повышение осведомлённости людей о природе и симптомах этой болезни и её переносчиках.

Инициатором праздника стал британский врач и паразитолог сэр Рональд Росс. Работая медиком в английской организации в Индии, где среди населения была широко распространена малярия, он занимался изучением причин возникновения этой болезни. В 1898 году в результате исследований им было установлено, что переносчиками болотной лихорадки являются самки комаров рода Anopheles. За это открытие в 1902 году ученому была присуждена Нобелевская премия по физиологии и медицине, а ученые мира смогли лучше понять смертельную роль комаров в передаче болезней, таких как малярия, желтая лихорадка, денге, менингит, энцефалит и Вирус Западного Нила.

Что касается виновника «торжества». Комар - двукрылое кровососущее насекомое, длина тела которого может достигать 14 мм, а размах крыльев - 30 мм. В мире насчитывается 3600 видов комаров, из них в России обитает порядка сотни. Не живет это насекомое только в Антарктиде. Угрозу для человека представляют только самки, питающиеся кровью для продолжения потомства, самцы – безобидны, их рацион питания составляет сок растений и нектар цветов.

Огромную роль в борьбе с комарами играют профилактические мероприятия. В природных условиях защититься от нападения комаров можно с помощью специальной одежды, желательно в комплекте с наголовной сеткой – накомарником.  

В фондах Музейного комплекса представлено несколько таких средств защиты. Один из накомарников, изготовленный в 1970-х годах, бытовал в семье Валентина Анатольевича Рымаренко - Почетного гражданина города Нефтеюганска, ветерана производства и активного члена Общества старожилов.

В 2025 году, в рамках выставки «Лето – это маленькая жизнь», была создана фотозона, на которой были представлены предметы, необходимые в походе каждому туристу, в том числе и накомарник.

научный сотрудник - Безукладникова Е.А.
Фотографии из фондов - Кобылина Н.И.

Использованная литература и источники:

1)    Материалы из фондов Музейного комплекса
2)    Общенациональная Ассоциация генетической Безопасности. Электронная точка доступа - https://oagb.ru/20-августа-день-комара/
3)    Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области «ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области». Электронная точка доступа - https://71.rospotrebnadzor.ru/content/475/127107/

X
19.08.2025
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Говорят музейные фонды. Кинокамера "Аврора"

Говорят музейные фонды. Кинокамера "Аврора"

Киносъемочный аппарат был придуман для записи изображения на кинопленку. Сам процесс записи называется киносъёмкой, позволяет зафиксировать последовательность неподвижных изображений (серия снимков, в большинстве случаев, составляла 24 кадра в секунду). Иллюзия движения создается непосредственно при просмотре уже смонтированного кинофильма.

Кинокамеры были незаменимы не только при создании художественных и документальных фильмов, но и при проведении научных исследований, в таких областях, как медицина, биология, физиология, а также для изучения движения животных, человеческого тела, процессов роста растений и многих других явлений. В отличии от цифровых камер, которые записывают изображение в цифровом формате, кинокамеры фиксируют изображения на физическую кинопленку, которая затем подвергается химической обработке для проявления.

В фондах Музейного комплекса хранятся кинокамеры семейства советских любительских киносъемочных аппаратов «Аврора», производившиеся на Ленинградском оптико-механическом объединении в период с 1976 по 1990 годы.

«Аврора - 12», «Аврора - 215», «Аврора - 217» - киносъемочные камеры с кассетной зарядкой, с их помощью можно было создать интересные, увлекательные кинофильмы на различные темы. Они имели плоскую форму, небольшие габаритные размеры и массу, что делало их использование удобным в походе, на экскурсии или на прогулке. Электропривод этих камер обеспечивал съемку длительных сцен, ограниченных только емкостью кассеты, но это не было проблемой, так как была предусмотрена возможность быстрой смены кассет. Плюсом устройств была бесшумность, что позволяло производить съемку птиц, животных. Конструкция и качество изготовления киносъемочных аппаратов «Аврора» обеспечивали их надежную работу в течение длительного срока, а стоимость делала эту аппаратуру одной из самых доступных любительских кинокамер СССР. «Аврора - 215», выпускавшаяся в период с 1977 по 1985 год самым большим в этом семействе кинокамер тиражом в 215 353 экземпляров, была удостоена Государственного знака качества СССР. Экспортная версия камеры называлась «ЛОМО 215».

Со временем, пленочные кинокамеры были вытеснены цифровыми видеокамерами, которые обладают рядом преимуществ, таких как более высокое качество изображения, возможность записи большого объема данных и простота обработки. Однако, пленочные кинокамеры еще полностью не ушли в историю, так как все еще используются в кинематографе и научных исследованиях, где требуется высокое качество изображения, полученное с помощью кинопленки.

Специалист по учету музейных предметов – Черненко А.Н.
Фотографии из фондов – Кобылина Н.И.


Список источников и используемой литературы:
1.    Фонды музейного комплекса.
2.    Сайт «История камеры». Электронная точка доступа: http://camera-history.ru
3.    Сайт «Ретроскоп». Электронная точка доступа: http://retroskop.su

X
15.08.2025
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск 15 августа - День археолога

15 августа - День археолога

15 августа в нашей стране и некоторых других странах СНГ отмечают свой профессиональный праздник археологи. Праздник, несмотря на то, что не является государственным и официальным, очень популярен в профессиональной среде.
От всей души поздравляем археологов с наступающим праздником. Желаем успехов, терпения и важных находок. Пусть сенсационные научные открытия будут частыми гостями в вашей жизни!
Некоторые исследователи считают, что традиция празднования Дня археолога связана с днем рождения выдающегося ученого Татьяны Пассек (15.08.1903-4.08.1968), который сначала широко отмечали только в ее собственной экспедиции, а потом стали праздновать и в других экспедициях, так постепенно 15 августа и стало негласным профессиональным праздником всех археологов.
Археология - наука о древности по дошедшим до нас вещественным доказательствам. Именно данная наука помогает историкам установить или подтвердить то или иное историческое событие и тесно связана с музейным делом.
В коллекции любого исторического или историко-краеведческого музея важное место занимает археологическая коллекция. «Музей реки Обь» - не исключение. Наша археологическая коллекция всегда привлекает внимание посетителей, и неудивительно, ведь там представлены экспонаты, возраст которых насчитывает несколько тысячелетий.
Говорить о том, что происходило много тысячелетий назад, безусловно, очень непросто, ведь древний артефакт - это не исторический документ с набором дат и имён. Но, при всём этом поражает, как много информации несут в себе небольшой глиняный черепок или грубо обработанный кусок камня. А расшифровать и правильно понять эту информацию нам помогают археологи.
Наиболее ранние находки археологов датируются эпохой неолита (V–III тыс. лет до н.э.). Самая обширная и интересная коллекция относится к позднему железному веку (IV–XVII вв. н.э.). Украшением археологической коллекции музея является комплекс предметов, отражающий историю русского судостроения – остатки парусно-гребного судна XVII века - коча.  Подавляющее большинство предметов - находки на территории Нефтеюганского района. Основной источник поступления - НПО «Северная археология.
В данный момент «Музей реки Обь» закрыт на ремонт. А с сентября 2025 года  жителей и гостей города приглашаем посетить стационарные выставки музея, пополнить свои  знания о древней истории Нефтеюганского района. Всегда рады видеть Вас в наших залах.

Научный сотрудник «Музей реки Обь» М.А.Полякова

X
25.07.2025
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Выставка «Ставшее легендой поколение»

Выставка «Ставшее легендой поколение»

6 марта в художественной галерее «Метаморфоза» торжественно открылась выставка «Ставшее легендой поколение», приуроченная к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Это не просто собрание экспонатов, а память о людях, чьи судьбы навсегда вписаны в историю страны. Основу экспозиции составили уникальные документы и предметы из фондов Музейного комплекса — письма с фронта, пожелтевшие от времени повестки, медицинские документы, запечатлевшие тяжесть ранений, и личные вещи ветеранов, переданные в музей как семейные реликвии. Каждый предмет на выставке — не просто музейный экспонат, а частица чьей-то жизни, сохранившая отголоски страшных и героических лет.

Среди экспонатов, инструмент солдата — малая пехотная лопата МПЛ-50. Сегодня сложно представить, но этот компактный предмет, который в народе часто называли ласково «сапёрка», сыграл в войне роль, сравнимую с оружием.

Его история началась задолго до начала Великой Отечественной войны — ещё в 1870 году датский офицер Линнеман запатентовал прообраз современной пехотной лопаты. Изначально задумывался многофункциональный инструмент, сочетающий в себе лопату, пилу, нож и даже сковороду, но в итоге военные разных стран остановились на более простом и практичном варианте.

В годы Великой Отечественной войны МПЛ-50 стала верным спутником бойца — ей рыли окопы, подкладывали под приклад винтовки для точности стрельбы, а иногда даже готовили на ней еду. В умелых руках МПЛ-50 была грозным оружием. Немцы, привыкшие к штыковым атакам, в первые месяцы войны были ошеломлены, когда советские бойцы в рукопашной схватке рубили лопатами как топорами. Немцы прозвали МПЛ-50 «русской финкой» — после нескольких таких схваток противники в ужасе убегали от советских солдат с лопатами на поясе.

В музейных фондах хранятся две разновидности лопат — МПЛ-50 и её «старший брат», БСЛ-110 (большая сапёрная лопата). Хотя эти инструменты имеют внешнее сходство, их функциональное назначение существенно различается. БСЛ-110 представляет собой профессиональный инвентарь, предназначенный для выполнения масштабных земляных работ, со строго стандартизированными размерами, что отражено в ее маркировке — цифра 110 соответствует длине инструмента от острия стального лотка до конца рукоятки. В свою очередь, МПЛ-50 является компактной версией, разработанной специально для индивидуального использования пехотинцами.

Любопытно, что в обиходе МПЛ-50 часто ошибочно называли «сапёрной лопаткой», хотя официально такого термина не существовало. Это заблуждение, вероятно, возникло из-за схожести функций и внешнего вида с БСЛ-110. Однако, военные инструкции чётко разделяли эти инструменты: малая лопата — пехотная, большая — сапёрная.

На первый взгляд, эти шанцевые инструменты - не просто музейные экспонаты. Они напоминают нам о невероятной изобретательности и стойкости советских солдат, которые в тяжелейших условиях находили применение самым обычным вещам.
Выставка «Ставшее легендой поколение» будет работать до 30 сентября. Это уникальная возможность увидеть войну через призму простых вещей, которые стали свидетелями великого подвига. Если в вашей семье хранятся фронтовые реликвии — музей с благодарностью примет их для новых выставок. Ведь память жива, пока живы материальные свидетельства тех военных лет.

X
24.07.2025
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Рубрика «Нефтеюганский музей. Экспонаты онлайн». Кляссер, что это?

Рубрика «Нефтеюганский музей. Экспонаты онлайн». Кляссер, что это?

Белла-Голда Зомервассер собирала марки в кляссер…
Александр Фильцер

Что такое почтовая марка? По сути своей это очень небольшого размера плакат, изображающий какое-либо историческое событие или известную личность. Марка может быть приурочена к какому-либо празднику или важному событию, на них нередко изображают фрагменты известных живописных полотен, фрагменты веяний моды или просто абстрактный рисунок.

За все эти годы выпущено миллионы различных марок, большая часть которых не представляет никакой особой ценности, их могут продавать даже коробками, на вес. Гораздо меньшая часть – это редкие марки и самая небольшая, самая ценная – это марки с опечатками. Филателия – увлечение не для торопливых. Коллекция собирается годами, десятилетиями. Настоящие филателисты чем-то похожи на Горлума из известного произведения Толкина «Властелин колец» - у каждого из них тоже есть своя заветная «прелесссть». Коллекционирование – это поиск нужных экземпляров, их приобретение, раскладывание по определённой системе для трепетного хранения. Для этого нужны специальные книги – альбомы, так и появились кляссеры.

Классический кляссер – это листы картона, на которых располагается несколько рядов прозрачных или полупрозрачных ячеек из плёнки, служащих карманами. В них вставляют марки, конверты, монеты, открытки и другие предметы коллекционирования.

Размеры кляссеров могут быть самыми разными, от карманных до крупноформатных, на 30-40 страниц размером 24 х 32 см.

Полагают, что первый кляссер придумал французский археолог Джастин Лаллиер в 1862 году. В 1866 году, уже в Лондоне, появились более удобные альбомы Оппен. Самый интересный кляссер придумал автор «Алисы в стране чудес» Льюис Кэррол в 1889 году. Он представлял собой сдвоенную открытку и был рассчитан на хранение 12 марок, на обложке было изображение Алисы, а на задней стороне – Чеширского кота.  В комплекте с кляссером покупатель получал ещё и специальный футляр.

В роскошных альбомах 19 – 20-х веков, имевших сафьяновые переплёты и бронзовые замки, на нечётных страницах были ячейки для марок, а на чётных – выписки из каталогов и технические данные.

В царской России кляссеры-альбомы фирмы Кирхнера под редакцией И.И. Кревинга, составителя первого иллюстрированного альбома для марок на русском языке, продавались в конторе фирмы на Малой Морской и Большой Пушкарской в Санкт-Петербурге.

В послереволюционные годы филателия в Стране Советов была очень ограничена, многие коллекционеры из-за закрытия границ столкнулись с трудностями в пополнении своих коллекций. Только в 30-х года начали создаваться филателистические организации, появились новые, уже советские марки и их коллекционирование стало массовым явлением. Главной темой марок становятся важные государственные проекты – Московское метро, ВДНХ и другие достижения советской промышленности и науки, успехи в спорте, серия о курортах Кавказа и Крыма. Выпускались большие подборки, посвящённые партийным деятелям, героям революции, Гражданской и Великой отечественной войны. После 1961 года появилась серия о космическом прорыве СССР.

В Культурно-выставочном Центре «Усть-Балык», на экспозиции «Город, рождённый нефтью», в одной из витрин лежит один из четырёх кляссеров с марками, принадлежавших легендарному Почетному нефтянику, Почётному гражданину города Сургут, первооткрывателю сургутской нефти, Герою Социалистического Tруда, лауреату Ленинской премии, доктору геолого-минералогических наук – Фарману Курбан - оглы Салманову.

Специалист по экспозиционной и выставочной деятельности
Ключникова И.Ю.

Использованная литература:
1.Материалы из фондов НГ МАУК «Музейный комплекс».
2.Сайт «Филателия.ru», статья «Эволюция кляссера: от Алисы в стране чудес до девочки Лиды»  точка доступа https://www.philately.ru/article/philately/43129/evolyutsiya-klyassera-ot-alisi-v-strane-chudes-do-devochki-lidi/
3.Сайт «Высшая школа экономики», статья «Как было устроено коллекционирование марок в СССР», автор Константин Богданов, профессор Департамента филологии Санкт-Петербургской школы гуманитарных наук и искусств НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге   точка доступа https://spb.hse.ru/news/563128544.html

X
Поздравляем! Вы успешно подписаны на рассылку новых событий.