Новости

Музей
6.11.2025
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Узор «Мейсенский букет»

Узор «Мейсенский букет»

«Мейсенский букет» — один из самых известных видов декора, разработанный мастерами Мейсенской фарфоровой мануфактуры в XVIII веке. К началу 1740-х годов сформировался особый стиль «ботанической живописи», а цветы впервые стали основным мотивом украшения фарфора мануфактуры MEISSEN. Немецкие живописцы копировали ботанические изображения из энциклопедии «PHYTANTHOZA ICONOGRAPHIA» Иоганна Вильгельма Вайманна. В ней было восемь томов и несколько тысяч цветных гравюр ручной прорисовки. Говорят, что фабрика специально закупила их, чтобы переносить красивые иллюстрации на фарфор.

Примерно в 1745 году художники MEISSEN разработали стиль цветочного декора, в котором цветы полностью отделились от их живых прототипов в природе. Мотивы по-прежнему основывались на ботанических знаниях, но в более упрощённом виде Они были расположены в виде отдельных цветочных соцветий или букетов на поверхности фарфоровых предметов, словно засушенные цветы из гербария. Цвета стали ярче, оттенки и их переходы богаче, а тонкие контурные линии сделали растения более живыми. Этот тип цветочной росписи, созданный в Мейсене и подхваченный другими мануфактурами, получил название «немецкие цветы», а в дальнейшем его начали называть «Мейсенский букет». Позднее и другие фирмы переняли практику копирования цветов с иллюстраций и так этот узор можно встретить у множества разных компаний того периода.

Особым спросом эти изделия пользовались в России. Одним из первых крупных фарфоровых сервизов, созданных в Санкт-Петербурге на Императорском фарфоровом заводе, стал «Вседневный» или «Сервиз с розанами». Им пользовались во время трапез в обычные (непраздничные) дни. При регулярном употреблении посуда билась – сервиз нуждался в постоянных доделках. Они создавались на Императорском фарфоровом заводе, на частной мануфактуре Гарднера. Несмотря на различия в форме, композиционно роспись сохранялась, так что предметы сервиза разных лет прекрасно гармонировали между собой и служили повседневной посудой в Зимнем дворце и пригородных резиденциях монархов вплоть до 1838, когда они были заменены новыми сервизами «под гербом».

Главным украшением «Вседневного» сервиза стали полихромные «немецкие цветы». Тип росписи, на которой крупный цветочный букет изображался в окружении мелких цветущих веточек, разбросанных по белой глади фарфоровых изделий. Доминанта цветочной композиции – пышная роза, астры или перистые тюльпаны. Дополнительными элементами могли быть незабудки, примулы, колокольчики, фиалки, васильки и другие растения европейской флоры.
Чтобы отличить подлинную мейсенскую керамику, надо обратить внимание на клеймо в виде скрещенных мечей, которое является официальным товарным знаком мейсенского фарфора. Клеймо должно быть чётко прорисовано синей подглазурной краской и обладать характерными для той эпохи особенностями.
А какие же предметы с «мейсенским узором» хранятся в фондах Музейного комплекса? Заглянем в наши фонды. На фото представлены предметы из повседневного обихода из чайного сервиза, ряд столовых тарелок разных производителей: это Первомайский, Будянский, Краснодарский фарфоровые заводы. Что примечательно, изображенные на предметах букеты не повторяются.

Среди представленных тарелок есть одна с интересной надписью «1 Мая» на бортике. Еще недавно этот день назывался Днем международной солидарности трудящихся. В наши дни 1 мая ассоциируется с выходным днем, поездкой на природу или дачу. В советский период в этот день проходил торжественный парад, к которому готовились не один месяц. Данная тарелка изготовлена в знаменитом Будянском заводе, который просуществовал более ста лет. Поющий петушок – фирменная заводская марка, хорошо известная ценителям будянского фаянса.

Надо отметить, что и сегодня Мейсенский букет остается популярным мотивом в декорировании фарфора и продолжает вызывать интерес у любителей фарфора и коллекционеров. Он является символом высокого мастерства и красоты немецкого фарфора.

Научный сотрудник «Музей реки Обь»  М.А.Полякова

X
5.11.2025
Государственный художественный музей, г. Ханты-Мансийск «Ночная экспедиция» в Государственном художественном музее

«Ночная экспедиция» в Государственном художественном музее

3 ноября Художественный Музей Югры в рамках Всероссийской акции «Ночь искусств» пригласил всех в «Ночную экспедицию». Мероприятие, приуроченное ко Дню народного единства, прошло под девизом «В единстве культур – сила народа».

С первых минут экспедиции гостей встретила команда «Швейбата» — сильные духом женщины в камуфляжных жилетах познакомили всех желающих с выставкой, где каждая вещь изготовлена участниками организации «Сбор.ХМ». На площадке можно было примерить плащ-палатку и своими руками сшить подобные для участников СВО.

На фотозоне «РетроПуть» экспедиция сверила курс на карте, окинула взглядом горизонт и сделала несколько памятных фотографий. Для юных гостей в «Арт-кафе» работала «Песочная галерея», в которой дети могли порисовать цветным песком, а родители посидеть за чашкой чая.

Каждая экспедиция должна иметь цель. К ней помог приблизиться квест «География в искусстве». Те, кто разгадал все загадки, получили памятные открытки с изображением картин из фондов музея и расширили кругозор.

Музыкальное сопровождение создавали виниловый проигрыватель на площадке «Музыка в дорогу» и коллекция старых пластинок в экспозиции «Винтаж винила». В экспозиционном зале звучали народные мотивы. В исполнении студентов Центра искусств для одарённых детей Севера.

На временной экспозиции «Хоровод детей всех наций» можно было отдохнуть и насладиться показом коллекции советской одежды «Наша мода и погода». Модели прошлись по залу в старой школьной форме, спортивных костюмах и ярких сарафанах.

Для самых любознательных в Малом зале работала интерактивная выставка «Советская прихожая», где каждый мог примерить головные уборы, надеть бабушкину шаль или подержать классическую красную авоську и керосиновый фонарь.

В Оливковом зале представили ещё одну временную экспозицию – «Арктика глазами художников», на которой выставлены полотна, отражающие многообразие культур Севера. Центральное место занимает картина Геннадия Райшева «Югорская легенда». На творческой площадке, посвящённой художнику, можно было сыграть в шашки, собрать пазлы и кубики с его работами, а также узнать о зашифрованных архаичных кодах этой картины. Желающие создавали своих уникальных героев, размещая их на символическом «югорском бугорке земли».

На интерактивной площадке «Хоровод детей всех наций» участники рисовали человечков и приклеивали их на репродукцию картины Пахомова, создавая свой хоровод.

В концертном зале программу открыл Сергей Гаркуша с выступлением «Шепот ночи. Баллады и романсы», исполнив песни Владимира Высоцкого и Александра Градского. Затем выступили солисты концертно-театрального центра «Югра-Классик». Инна Черных, Василий Сердышов и Лариса Черкашина пели классические романсы в сопровождении пианистки Ирины Плотниковой. Завершил программу спектакль «Новые сказки о картинах» от музейного театра «Четыре искусства», где полотна из нашей коллекции ожили в коротких юмористических сценках.

Самые стойкие гости остались до конца и смогли насладиться голосом Ольги Голядинец. Она завершила культурную экспедицию в одном из любимых музеев горожан.

От основной программы можно было отвлечься и посетить мастер-классы «Блокнот путешественника» и «Заметки на полях», стать моделью художника на площадке «Портретное искусство». В завершение гости свободно исследовали постоянные и временные экспозиции, делились друг с другом впечатлениями.

X
27.10.2025
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск На площади базарной, на каланче пожарной.

На площади базарной, на каланче пожарной.

Чуть только — ночью или днём —
Дадут сигнал тревоги,
Лихой отряд борцов с огнём
Несётся по дороге…
Самуил Маршак

Рубрика «Нефтеюганский музей. Экспонаты онлайн».

Пожар – одно из самых страшных бедствий, он не щадит никого и ничего. Возгорание обычно происходит очень быстро и, если пропустить первые моменты, потушить разгоревшийся пожар удаётся не всегда. Кроме потери жилья или имущества, пожары опасны тем, что очень часто в огне или от удушья в дыму гибнут люди.

Первые пожарные команды появились ещё в Древнем Египте. В Древнем Риме император Август в 6 году нашей эры создал первую в истории организованной борьбы с пожарами профессиональную пожарную команду – корпус «отпущенников», насчитывающий 7 тысяч человек.

На Руси, согласно древнему сборнику законов «Русская правда», организованно бороться с пожарами начали с конца 11 века. Человек, по вине которого случалось возгорание, подвергался суду, где его лишали всей собственности и свободы. Чуть позже наказанием за поджог стала смертная казнь. Официально считается, что профессия «пожарный» в нашей стране возникла 30 апреля 1649 года, когда царь Иван Михайлович издал официальный указ, в котором назначил людей, ответственных за пожарную безопасность. Кроме того, в этом же приказе было прописано и количество человек в пожарном отряде, их полномочия и обязанности. Однако, создав команды и наделив их обязанностями, совсем не подумали о специальной форме пожарных, и два следующих столетия её просто не существовало, одевались кто во что горазд. Люди, профессионально борющиеся с огнём, не имели специальных костюмов и были одеты в простые куртки и брюки из плотной ткани. Спецобмундирование было введено лишь в 19 веке, после указа Александра Первого. Тогда в большинстве областей Российской империи стали выдавать единое обмундирование – брандмейстеры (начальники пожарной части) получали тёмно-зелёные кафтаны, шаровары, хромовые сапоги и бронзовые золочёные каски, для парадов выдавалась шпага. Рядовой состав носил форму серого цвета, а бронзовые латунные или медные каски без золочения. В качестве пояса пожарного использовалась портупея жандарма, на неё же крепился и топор. Вся экипировка покупалась на спонсорские деньги, поэтому бывало, что возникали проблемы то с качеством ткани, то со сроками шитья.

Головной убор, вне зависимости от материала, из которого он изготовлен, имел очень важные функциональные особенности. Каска сзади заканчивалась длинным задником, который предотвращал попадание воды за воротник, а гребень, расположенный сверху, амортизировал удары от падающих частей горящего объекта.

Снимать форменную одежду, пока человек находится на дежурстве, было запрещено. Бойцы даже спали в сапогах, чтобы как можно скорее выехать на пожар.

Большие изменения в одежде пожарных начались после основания в 1893 году Всероссийского пожарного общества. Стали уже централизованно закупать сукно, парусину и коленкор для массового пошива единого вида форменной одежды. Внешний вид пожарных сохранялся вплоть до прошлого века и это можно увидеть в старых чёрно-белых фильмах – широкие штаны и куртка, поверх опоясанные широким прочным кожаным ремнём. Со временем поменялись только материалы, из которых эта форма изготавливалась – перешли на брезент. Из него шили не только штаны и куртки, но и пожарные рукава.

Обмундирование пожарных в СССР тоже было сшито из брезента, пропитанного специальным раствором, увеличивающим его теплостойкость. Текстильные центры молодой страны в Ярославле, Вологде, Иваново, Средней Азии шили одежду пожарных. Единая форма всего Советского Союза была введена в марте 1923 года после Первой Всероссийской пожарной конференции. Интересно, что особо обращалось внимание на то, чтобы бойцы не носили сюртуки дореволюционного покроя и старые гербы с изображением святых. Отдельно также отмечалось, что ношение формы возможно только на дежурстве, но особо жёстко наказывалось появление в форме, неважно – на дежурстве человек или в нерабочее время – с признаками опьянения.

В конце 80-х годов была разработана новая спецодежда из винилискожи. Как дополнение, у руководителей появился ещё и плащ.

В наше время, в отличие от прошлых лет, изменилось буквально всё: здания стали иметь более сложную планировку, при их строительстве используется очень много новых материалов, люди стали жить более кучно, поэтому задачи пожарных очень усложнились. В связи с этим, 18 февраля 2009 года вышел Приказ об утверждении национального стандарта для специальной защитной одежды пожарного. Сейчас она разделяется и по уровням защищённости от повышенных температур, и по техническим параметрам, и по оперативно-тактическому назначению. В комплект входят также шлем с высоким воротником, защищающим шею, и маска, соединённая с кислородным баллоном, защищающим бойца от отравления угарным газом.

Кроме того, одежда делится на обмундирование для северных и южных регионов, для работы в условиях города, для тушения лесных пожаров и т.д. В состав теплозащитного костюма входят двупалые рукавицы для работы с пеногенераторами, трехпалые – для костюмов полутяжёлого и лёгкого типов. Современная «боёвка» многослойна, изготовлена из современных материалов. Верхний слой костюма – водонепроницаемый, обладающий низкой теплопроводностью. Ткани – это полиамид, полиэфир и полиакрилонитрильные волокна, отличающиеся прочностью и устойчивостью в агрессивной среде. На все боёвки обязательно наносится информация о носящем её сотруднике – шевроны с номером пожарной части и должности бойца.

Экипировка постоянно продолжает совершенствоваться, уже в некоторых странах появились пожарные шлемы с дополненной реальностью, что позволяет ясно видеть схему помещения, пострадавших и пути для их эвакуации.

В фондах нашего Музейного комплекса хранится защитный теплоотражающий костюм пожарного. Посетители могут поближе познакомиться с этим экспонатом на выставке «Город, рождённый нефтью» Культурно-выставочного центра «Усть-Балык». Этот комплект спецодежды передал в дар нашему музею бывший сотрудник ОГПС-6 Бимбаш Владимир Владимирович.

Специалист по экспозиционной и выставочной деятельности
Ключникова И.Ю.

Использованная литература:
1.Материалы из фондов НГ МАУК «Музейный комплекс».
2.Сайт ПРО ПБ, точка доступа https://propb.ru/library/wiki/boevaya-odezhda-i-snaryazhenie-pozharnogo/
3.Сайт WWW.01.ru Cтатья «Одежда пожарного: эволюция экипировки», точка доступа http://www.0-1.ru/?id=108603
4.Статья «Боевой стандарт – специальная одежда пожарных», точка доступа https://dzen.ru/a/Y0UVjI2xEjoWnUms
5.Сайт Пензенского пожарно-спасательного центра, статья «Профессия – пожарный» точка доступа https://pozhar.pnzreg.ru/professiya-pozharnyy/

X
24.10.2025
Сургутский краеведческий музей, г. Сургут Выставка «Магистраль»

Выставка «Магистраль»

Выставка посвящена 50-летию со дня прибытия первого поезда в Сургут, открытия железнодорожного моста через Обь и открытия первого железнодорожного вокзала в Сургуте и рассказывает об этапах строительства железной дороги и о первых десятилетиях работы Сургутского отделения железной дороги.

На экспозиции представлены музейные предметы, фотографии, документы из фондов Сургутского краеведческого музея, иллюстрирующие строительство северного направления железной дороги Тюмень – Сургут, которое осуществлялось в течение 10 лет с 1966 по 1975 гг.

X
23.10.2025
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск Фото-ребус «Пятачок»

Фото-ребус «Пятачок»

Это одна из программ Культурно-выставочного центра «Усть-Балык» в рамках проекта «Культура для школьников», которая позволяет участникам весело и увлекательно знакомиться с экспонатами музейных выставок.

Девятиклассники нефтеюганской школы №10 оценили этот формат на себе. Сначала для них была проведена экскурсия по историческому месту Нефтеюганска (который в народе так и называется – Пятачок), показали достопримечательности и фотографии на Аллее первопроходцев. Затем класс разделился на три команды и приступили собирать ребусы по всем трём домикам Усть-Балыка. В итоге, победили дружба, творчество и креатив. А ребята ушли из музея с множеством памятных фотографий и небольшими музейными сувенирами.

Культурно-просветительская программа «Фото-ребус «Пятачок» направлена не только на школьников, но и на разновозрастную группу населения. В нее можно играть и одному, и трудовым или студенческим коллективом, или целой семьей. Она призвана пробуждать интерес к культуре и истории своего города, что способствует формированию уважения к историческому прошлому и воспитанию чувства гордости за свою малую родину.

Помимо развлекательной составляющей, участие в игре позволяет развивать наблюдательность, внимание к деталям и умение анализировать визуальные образы. Также это отличный способ сделать посещение музея интересным и полезным занятием для всей семьи.

X
14.10.2025
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск «Доска почета. Кузоваткин Роман Иванович»

«Доска почета. Кузоваткин Роман Иванович»

14 октября 2025 года исполнилось бы 95 лет нефтянику-первопроходцу Роману Ивановичу Кузоваткину. В истории освоения нефтегазового комплекса Западной Сибири он отметился прозвищем «Самотлор Иванович» или проще «Самотлорыч», так его, то ли в шутку то ли всерьез, называли соратники и коллеги, ведь именно под руководством Романа Ивановича было введено в разработку Самотлорское месторождение.

Родился Роман Иванович в 1930 году в селе Ново-Алексеевка Николаевского района Ульяновской области.

В 1951 году окончил Сызранский нефтяной техникум, где получил диплом по специальности «эксплуатация нефтяных и газовых скважин», в 1967 году – Московский институт нефтехимической и газовой промышленности имени И.М. Губкина по специальности «технология и комплексная специализация разработки нефтяных и газовых месторождений».

Трудовую деятельность начал на нефтяных промыслах Куйбышевской области. В 1968 году приглашен в Тюменскую область для освоения крупнейшего нефтяного месторождения страны – Самотлора. Руководил рядом крупных производственных нефтегазодобывающих предприятий системы Главтюменнефтегаза (НГДУ «Мегионнефть», НГДУ «Нижневартовскнефть» имени Ленина). В 1977 году Кузоваткин был направлен на работу в Нефтеюганск с ответственной миссией - возглавить созданное производственное объединение «Юганскнефтегаз».

Из интервью газете «Тюменская правда». Воспоминания Романа Ивановича Кузоваткина о периоде работы в городе Нефтеюганске:
«Уезжать из Нефтеюганска было трудно. Много было отдано здесь сил, энергии и здоровья. Работали не меньше, чем по 12 часов в сутки, часто по 16-18, доводилось и круглые сутки, все бывало. Команда подобралась очень хорошая, жаль было расставаться.»

В 1983 году назначен начальником управления «Главтюменьнефтегаз» и одновременно заместителем министра нефтяной промышленности СССР. В 1985-1986 и 1989-1994 годах - заместитель, первый заместитель, директор Сибирского научно-исследовательского института нефтяной промышленности. С 1986 по 1989 год - зарубежная командировка и работа в должности советника Министерства топливно-энергетической промышленности Алжира. С 1994 года - президент Сибирской инновационной нефтяной корпорации, представитель нефтяной компании «Роснефть» в Тюменской области. В последние годы жизни нефтяник работал и проживал в Тюмени, где и скончался 22 мая 2000 года.

Роман Иванович сделал очень многое для развития нефтяной отрасли. Реконструкция буровых станков, внедрение гидромоторных долот, турбинное бурение, новые методы вышкостроения, использование легкосплавных бурильных труб, передвижных платформ в качестве фундамента для буровых. Это лишь малая часть того, что было внедрено при его непосредственном участии.
Роман Иванович Кузоваткин награжден орденами «Знак Почета» (1966), Трудового Красного Знамени (1971, 1981), Ленина (1976), значком «Отличник нефтяной промышленности СССР», различными медалями. Удостоен званий «Лауреат Государственной премии» (1977), «Лауреат премии Совета Министров СССР» (1981), «Почетный гражданин Нефтеюганского района» (1997), «Почетный гражданин Ханты-Мансийского автономного округа» (2000).

В честь легендарного первопроходца названы улицы в городах Нижневартовск, Нефтеюганск, Пыть-Ях и городском поселении Пойковский, месторождение на Чупальском участке, а также самолёт авиакомпании «ЮТэйр». Имя Романа Ивановича занесено в книгу «Трудовая слава Тюменской области». В 2000 году на мемориале «Звезды Югры» в                Ханты-Мансийске открыт памятный знак в его честь. 14 октября 2005 года в Нефтеюганске на офисном здании ООО «Юганскнефтегаз» установлена мемориальная доска, посвященная первому генеральному директору - Роману Ивановичу Кузоваткину. 24 марта 2016 года в МОБУ «СОШ № 1» пгт. Пойковский был открыт интерактивный музей нефти имени Романа Ивановича Кузоваткина.  

Научный сотрудник Отдела музейных фондов – Безукладникова Е.А.
Фотографии из фондов – Кобылина Н.И.


Использованная литература и источники:

1.    Фонды Музейного комплекса
2.    Справочное издание. Югория: Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа, ИД «Сократ», г. Екатеринбург
3.    Ugrqa-news.ru. Статья «Роман Кузоваткин: «Самотлор – мое детище». Электронная точка доступа - https://ugra-news.ru/article/roman_kuzovatkin_samotlor_moe_detishche/
4.    Газета «Здравствуйте, нефтеюганцы!». Статья «Пройду по Филимонова…». Электронная точка доступа -  https://znpress.ru/news/society/projdu-po-filimonova/
5.    Государственный архив Югры. Электронная точка доступа  https://u21912.na4u.ru/index.php?option=com_content&view=article&layout=edit&id=1348
6.    Государственная библиотека Югры. Электронная точка доступа   - https://okrlib.ru/history-events/1057?mini-history=2025-04&page=1
7.    Краеведческий календарь. Юбилейные и памятные даты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 2025 года.                        Электронная точка доступа - https://okrlib.ru/sites/default/files/docs/2025/kraevedcheskiy_kalendar_-_2025_god.pdf
8.    Официальный сайт МОБУ «СОШ № 1» пгт. Пойковский. Электронная точка доступа - https://psosh1.gosuslugi.ru/bokovoe-menyu/muzey-nefti-imkuzovatkina/
9.    Агентство нефтегазовой информации. Про вас, про нас, про нефть и газ. Электронная точка доступа: https://www.angi.ru/news/2884209-«Самотлор%20Ивановичу»%20Кузоваткину%20-%2090%20лет/
10.    Агентство нефтегазовой информации. Про вас, про нас, про нефть и газ. Электронная точка доступа: https://www.angi.ru/news/2803247-Имя%20легендарного%20нефтяника%20Романа%20Кузоваткина%20присвоено%20самолету%20%22Boeing-737-800%22%20авиакомпании%20ЮТэйр/

X
26.09.2025
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск День воспитателя

День воспитателя

27 сентября в России отмечается профессиональный праздник День воспитателя и всех дошкольных работников.

День воспитателя - это день, когда мы отмечаем и поздравляем всех тех, кто посвятил свою жизнь воспитанию детей. Воспитатель - это не только учитель и наставник, но и друг, который всегда готов выслушать и помочь.

Давайте окунемся в прошлое и посмотрим счастливые моменты из советского детства.

Специалист по учету музейных предметов
Черненко Анастасия
Фотографии из Фондов Музейного комплекса  

X
24.09.2025
Историко-художественный музейный комплекс, г. Нефтеюганск С Пушкиным по Нефтеюганску

С Пушкиным по Нефтеюганску

В рамках двух Всероссийских проектов «Культура для школьников» и «Пушкинская карта» с началом учебного года в Нефтеюганске стартовали автобусно-пешеходные экскурсии для учеников старших классов. Экскурсионный маршрут так и называется «С Пушкиным по Нефтеюганску».  

Внимание уделяется как новым микрорайонам, так и историческим местам. Начинается маршрут с первой улицы – улицы Гагарина. Ребятам напоминают, что первая улица названа именем космонавта неспроста: Юрий Гагарин в 1961 году покорил космос, а через полгода первопроходцы нашли здесь нефть и открыли Усть-Балыкское месторождение, на котором впоследствии появился город Нефтеюганск.

Экскурсионный автобус проезжает по улицам Филимонова, Кузоваткина, Петухова, Аржанова, Ленина, и ребятам попутно рассказывают о личностях, в честь которых названы эти улицы. Остановка в сквере Победы с обзором памятников военно-патриотической направленности. А также прогулка по скульптурно-архитектурному комплексу «Первопроходцы», где с тыльной стороны памятника на барельефах изображена история нашего края: от жизни коренных народов Севера до разработки нефтяных месторождений и строительства города. А рассмотрев бронзовые фигуры, разделённые на три группы: геологов, строителей и молодой семьи, – школьники узнают, кто стоял у истоков Нефтеюганска.

X
24.09.2025
Музей геологии, нефти и газа, г. Ханты-Мансийск Время китов

Время китов

28 сентября 2025 года с 12:00 до 16:00 в Музее геологии, нефти и газа состоится масштабный семейный праздник «Время китов». Мероприятие пройдёт в поддержку новой выставки «От китов до керосина: вековой энергопереход» и предложит гостям всех возрастов уникальное погружение в тему океана, экологии и творчества через призму величественных китов.

Праздник «Время китов» задуман как многогранное исследование образа кита – не просто как животного, но как мощного символа творчества, глубины, познания, первозданной природы и родительской заботы.

С первых минут гостей ждет арт-погружение в атмосферу океана. Пространство музея будет преображено в импровизированное подводное царство. Под потолком музейного атриума будут парить медузы из папье-маше и лент. На стены будет проецироваться видеоряд с движущимися волнами, бликами света с поверхности воды. На экранах разместятся цифровые инсталляции с движущимися китами.

Центральным элементом события станет знакомство с новой выставкой «От китов до керосина: вековой энергопереход», которая раскрывает историческую связь между китобойным промыслом и энергетической революцией XIX века.

Программа праздника насыщена творческими и образовательными активностями, которые будут интересны и детям, и взрослым.

Бесплатные мастер-классы:

· Эбру: искусство рисования на воде (локация: Интеллект-центр).

· Светящиеся медузы: мастер-класс по изготовлению глубоководных существ из люминесцентных красок и пленки (локация: Интеллект-центр).

· Линогравюры: создание оттисков с изображением китов краской с добавлением настоящей нефти (локация: атриум).

· Оригами: складывание фигурок китов из бумаги (локация: «Древнее Лукоморье»).

Платные мастер-классы от партнеров:

· Создание свечей из воска (локация: атриум).

· Рисование красками на холсте (локация: атриум).

Дополнительные активности:

· Экскурсии по выставке «От китов до керосина: вековой энергопереход» (локация: атриум).

· Фотозона «Время китов» с баннером для памятных фотографий (локация: атриум).

· Кинопоказ: демонстрация тематического фильма про китов (локация: конференц-зал).

Стоимость билетов на праздник:

· Взрослый билет: 300 рублей.

· Льготный билет (студенты, пенсионеры, дети от 3 до 17 лет): 100 рублей.

· Бесплатно: многодетные семьи, участники СВО и члены их семей, дети до 2 лет.

· Принимается оплата по Пушкинской карте.

X
17.09.2025
Сургутский краеведческий музей, г. Сургут Выставка художественных работ А.В. Груздева

Выставка художественных работ А.В. Груздева

Александр Васильевич Груздев - выдающийся деятель Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в сфере вокального искусства, музыкальной педагогики и самодеятельного изобразительного творчества, стоявший у истоков возрождения православия в городе Сургуте. 

Выставка художественных работ входит в цикл мероприятий, посвященных 25-летию прихода храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками) в городе Сургуте, в становлении и деятельности которого Александр Васильевич до сих пор принимает активное участие.

На выставке представлено более 60 художественных работ, которые объединены в тематические серии: «Православие», «Природа», «Малая родина», «Архитектура». В работах использованы различные техники: акварель, масло, гуашь и графика.

X
Поздравляем! Вы успешно подписаны на рассылку новых событий.